Как известно, 13 января с. г. группа народных депутатов зарегистрировала законопроект №3766 «Об изменении системы регулирования экономики». Парламентарии обосновывают его принятие невозможностью эффективного реформирования разрешительной системы и необходимостью отмены регуляторных документов, которые не несут в себе функции защиты потребителей товаров и услуг, а только увеличивают себестоимость производства, что значительно усложняет условия ведения бизнеса, а их стоимость иногда является большей частью цены конечного продукта. С этой целью, по мнению депутатов, необходимо, чтобы абсолютно все законодательные акты, регулирующие вопросы получения субъектами предпринимательской деятельности разрешительных документов и/или которыми установлены иные нормы, регулирующие хозяйственную деятельность, спустя 365 дней с момента принятия закона утратили силу.
В течение 6 месяцев с момента вступления этого закона в силу Кабинет министров будет обязан разработать законопроекты по осуществлению регулирования и выдаче разрешительных документов в соответствии с европейскими нормами и правилами, а также нормативные акты по реформированию органов исполнительной власти на основе пересмотра их задач, эффективного распределения функций, полномочий и сфер ответственности для обеспечения максимальной институциональной способности государственного управления.
26 января Главное научно-экспертное управление раскритиковало представленный законопроект, сделав вывод о том, что он по своему содержанию в основном повторяет одноименный проект №1069 от 31 марта 2015 г., который был отклонен Верховной Радой 30 июня. Сможет ли теперь Верховная Рада поддержать такие изменения? Какие проблемы привели к необходимости реорганизации органов исполнительной власти? Приведет ли это к массовому сокращению чиновничьего аппарата? Именно с этими вопросами «Судебно-юридическая газета» обратилась к авторам законопроекта.
Перезагрузка или ликвидация?
Член Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан заявила: «Главная проблема – это правовой хаос и коррупционная практика принятия решений украинскими чиновниками. Выдача разрешительных документов регулируется более чем 90 законами и еще большим количеством подзаконных актов. Приемлемо ли это для страны, которая пытается стимулировать экономическую активность, создать условия для экономического роста? Безусловно, нет. Поэтому нам нужна полная перезагрузка разрешительной системы, масштабная дерегуляция. Речь идет именно об этом, а не о ликвидации. Вместо старой системы будет новая – прозрачная и простая, построенная на европейских принципах».
Председатель Комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк разъяснил предпосылки к принятию законопроекта: «Речь идет никак не о ликвидации системы регулирования, а об установлении для правительства четкого «дедлайна» перезагрузки регуляторной системы. Сегодня нам рассказывают, что Украина в рейтинге Doing Business за год поднялась на 13 позиций. Но это ли огромный успех, особенно на фоне той же Уганды, которая за аналогичный период поднялась на 28 позиций, Сербии – на 32 позиции, или даже Таджикистана – на 34 позиции? Но дело даже не в «распиаренных» рейтингах, главное – почувствовал ли бизнес изменения в регуляторной среде? Ответ парламентарии получили 30 сентября 2015 г. во время проведения парламентских слушаний «Развитие предпринимательства в Украине и поддержка малого и среднего бизнеса», инициированных Комитетом ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства. Одна из самых болезненных тем – искусственные регуляторные барьеры и часто необоснованное, незаконное давление контролирующих и силовых органов на добропорядочные предприятия».
«С августа 2014 по июнь 2015 г. в Украине действовал мораторий на проведение проверок предпринимателей контролирующими органами. В результате количество плановых проверок за период с января по май 2015 г. по сравнению с І полугодием 2014 г. сократилось в 72 раза – с 233,5 тыс. до 3,2 тыс., внеплановых – в 2 раза, с 102 тыс. до 51 тыс. Но это временное облегчение, а не фундаментальное решение проблемы неэффективной регуляторной системы. Одно из главных требований бизнеса – продолжение моратория с учетом ошибок предыдущего опыта. Ведь по факту существенных изменений не произошло – из 51 органа государственного надзора (контроля) реформированы единицы, а система остается прежней. Кстати, соответствующий законопроект №3153 «Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» уже был принят в первом чтении ВР. Но еще одного моратория после этого, после 2016 г. уже не должно быть. У правительства есть время, чтобы расчистить «авгиевы конюшни» регуляторной системы и запустить новые, некоррупционные контрольные механизмы. Они должны заработать в новом режиме, защищая права потребителей и добросовестных предпринимателей, а не создавая бюрократические и коррупционные капканы. Инструментом реализации этих планов должен стать законопроект №3766», – разъяснил В. Галасюк.
Судьба в пленарном зале
Как отмечалось выше, схожий законопроект уже был на рассмотрении парламента и не получил поддержки. Изменится ли ситуация в этот раз, покажет время. На этот счет высказались и авторы законопроекта. «Сложно прогнозировать исход голосования, особенно в нынешних политических условиях. Скажу лишь, что я приложу все усилия, чтобы парламент поддержал законопроект, поскольку изменений правил игры ждут и требуют украинские производители, которые устали бороться с произволом чиновников, – сказала О. Продан. – Кроме того, принятие этого документа предусмотрено Коалиционным соглашением. Парламентская коалиция и Кабинет министров взяли на себя ответственность за его выполнение, поэтому каких-то формальных причин не принимать законопроект нет. Другое дело, что есть люди, заинтересованные в сохранении статус-кво. Чем сложнее и запутанней система выдачи разрешений, тем больше можно заработать, торгуя подписями под нужными документами».
Так же решительно в поддержку законопроекта выступает и В. Галасюк: «Законопроект №3766 по своей сути является действительно радикальным. Ведь мы совместно с Оксаной Продан, Александрой Кужель и Оксаной Юринец предлагаем за 365 дней сделать то, что правительство не сделало за много лет. Главная цель законопроекта – не точечные изменения, а полная перезагрузка регуляторной системы страны через так называемую «регуляторную гильотину». Метод «регуляторной гильотины» является наиболее эффективным и быстрым инструментом по пересмотру нормативно-правовой базы страны и обеспечению эффективной регуляторной среды. Его применение в 12 странах мира (в т. ч. в Кыргызстане, Молдове, Армении, Южной Корее, Хорватии) помогло сократить и упростить более 25 тыс. нормативно-правовых актов и формальностей, что позволило бизнесу экономить более $7,8 млрд в год. Основная идея законопроекта – не «улучшать» существующую коррупционную разрешительную систему, а заменить ее на качественно новую систему регулирования экономики. Очевидно, что сопротивление со стороны действующей коррумпированной системы будет сильное. И, собственно, голосование в Верховной Раде за законопроект №3766 должно стать лакмусовой бумажкой учета парламентом потребностей предпринимателей и украинских реалий».
В случае принятия парламентом новых правил игры в сфере регулирования хозяйственной деятельности встанет вопрос судьбы аппарата чиновников, который исполняет функции по обеспечению работы этого механизма. Как пояснила О. Продан, «в течение 6 месяцев после принятия законопроекта Кабинет министров обязан внести на рассмотрение парламента свои предложения относительно того, как будут работать органы исполнительной власти после перезагрузки разрешительной системы. Многое зависит от их содержания. В любом случае эти вопросы являются прерогативой Кабмина, а его задача, как и любого другого правительства, не раздувать штат и не сокращать всех подряд, а нанять на работу ровно столько людей, сколько смогут обеспечить нормальную работу системы выдачи разрешений. Так или иначе, но по истечении 365 дней старые нормы в более чем 90 законах утратят силу. Вместо них будет либо новая, прозрачная и европейская разрешительная система, либо чиновники потеряют работу».
Поддержал такую позицию коллеги и соавтор законопроекта В. Галасюк: «Речь не идет о каком-то массовом механическом, «автоматическом» сокращенииза наруше чиновничьего аппарата. Хотя действующая в Украине система государственной службы из-за политической ангажированности, излишней численности и низкого профессионализма работников, а также бюрократизма и коррупционности действительно скомпрометировала себя и требует немедленного реформирования. В частности, по данным Национального агентства Украины по вопросам государственной службы, по состоянию на начало 2015 г. в Украине насчитывается 380 257 государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления (в т. ч. 295 709 государственных служащих и 8 548 должностных лиц местного самоуправления), из них каждый четвертый работает в системе более 15 лет, а каждый 20-й работал на госслужбе еще в советское время. При этом почти 10% от общего количества государственных служащих вообще не имеют полного высшего образования».
«Первым шагом к реформированию чиновничьего аппарата стало принятие нового Закона «О государственной службе» – это открытые конкурсы при назначении на государственную службу, повышение ответственности служащих, новая система оплаты труда. Законопроект №3766 является частью этого комплексного подхода. Но для завершения «пазла» не хватает политической воли у сегодняшней властной верхушки. Выходом из этой ситуации является принятие Верховной Радой постановления по комплексному пересмотру существующих функций и задач органов власти, утверждение новой предельной штатной численности работников, основных профессиональных требований к ним и достойного размера оплаты труда, что, безусловно, приведет и к сокращению чиновничьего аппарата, но обоснованному и взвешенному», – подытожил народный депутат.