Как известно, Закон «Об обеспечении права на справедливый суд» от 12 февраля 2015 г. установил четкий срок прикрепления судей из зоны АТО к другим судам – 6 месяцев. Судьи в течение этого времени хотя и не работали, но получали зарплату. Многие судьи, у которых были полномочия, перевелись в другие суды. Однако 28 сентября 2015 г. срок прикрепления истек. От этого пострадали судьи, у которых закончился 5-летний срок пребывания в должности, а также те, кто еще не перевелся в другие суды на конкурсных условиях или без конкурса. Таких судей по состоянию на конец января 2016 г. насчитывалось 77 человек.
Как пояснил Станислав Щотка, секретарь квалификационной палаты ВККС, «проблемой трудоустройства судей судов из зоны АТО ВККС плотно занимается еще с 27 декабря 2014 г. Мы провели для них 2 конкурса и по упрощенной процедуре рекомендовали почти 300 человек. Теперь же ВККС вправе воспользоваться законодательным механизмом, согласно которому решения о рекомендации к переводу тех судей, у которых срок прикрепления закончился, принимаются без конкурса.
23 октября 2015 г. ВККС утвердила Положение о порядке перевода судьи в другой суд того же уровня в случае реорганизации, ликвидации или прекращения работы суда. А 28 октября мы встречались с инициативной группой судей из зоны АТО. Встреча прошла по нашей инициативе, и мы пытались донести им нашу позицию.
Отмечу, что сейчас из 77 указанных судей полномочия есть у 43. Мы предложили этим судьям написать заявления и получить рекомендацию ВККС о переводе без конкурса. Мы не скрывали, что эта процедура происходит без их согласия (согласно ч. 2 ст. 53 Закона «О судоустройстве и статусе судей» судья не может быть переведен в другой суд без его согласия, кроме перевода в случае реорганизации, ликвидации или прекращения работы суда), хотя и требуются их заявления.
Многие высказывали пожелания работать в Киеве или городах-миллионниках. Действительно, в предыдущие разы ВККС открывала судьям АТО возможность претендовать на широкий круг вакансий, в т. ч. в судах столицы, но, напомню, тогда был конкурс. В этот же раз рекомендации предоставляются без него. Кроме того, есть определенное количество судей, которые ждут объявления конкурса на вакантные места, и они справедливо возмущаются тем, что поставлены в неравные условия, и ВККС занималась трудоустройством других судей по упрощенной процедуре, предлагая им широчайший выбор, хотя этой возможностью многие и не воспользовались. Дело в том, что во время предыдущих двух конкурсов судьи из зоны АТО создали конкуренцию между собой – претендовали по 8 человек на место, игнорируя наши просьбы проявить мудрость, договориться и принять взвешенное решение, ведь было достаточное количество вакансий, и ВККС была готова этот вопрос оперативно решить с учетом потребностей государства в правосудии. Не все прислушались к нашим советам. Сейчас, когда мы после совместного собрания предложили судьям из зоны АТО подать заявления, в октябре их поступило 4, в ноябре – 3, из которых 1 было отозвано в дальнейшем, в декабре – 3 и в январе – 2. Больше в ВККС заявлений от таких судей нет.
Перевод без конкурса все равно требует выполнения определенной работы с документами. ВККС эту работу сделала, и первых 4 судей, которые в октябре подали заявления, мы рассмотрели и приняли по ним решения. Следующие 4 человека также в скором времени будут приглашены на заседание ВККС. Подчеркну, Комиссия рассмотрит все заявления, которые будут поданы судьями из зоны АТО, по мере того, как они будут поступать.
Что касается предоставления судье возможности по собственному желанию выбирать место работы, отмечу следующее. ВККС, поскольку это перевод без конкурса и без согласия судьи, будет исходить, в первую очередь, из того, где есть потребность государства в выполнении конституционной государственной функции по обеспечению судопроизводства с учетом и нагрузки, и данных от ГСА, председателей судов и органов судейского самоуправления. Мы будем, прежде всего, руководствоваться необходимостью, которая есть у государства. Например, в Брусилове функция государства по отправлению правосудия полностью прекратилась, а это недопустимо. Мы ее попытались возобновить, предоставив рекомендации 2 судьям из упомянутых первых 4, которые подали заявления. Таким образом, потребность государства может как совпасть с желанием судьи, так и не совпасть. Но это не означает, что мы лишаем судей из зоны АТО возможности подать заявление на любой следующий общий конкурс, в частности, на вакансии в крупных городах».
Подробнее читайте в статье «Судебно-юридической газеты» «Забытые в АТО».