ВСУ разъяснил, как решать споры о категории земель

14:46, 26 января 2016
Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 23 декабря 2015 года рассмотрел дело №6-377цс15, касающееся распоряжений об изменении целевого назначения земель, передачи их в собственность и установления их границ.
ВСУ разъяснил, как решать споры о категории земель
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Верховный Суд Украины на заседании Судебной палаты по гражданским делам 23 декабря 2015 года рассмотрел дело №6-377цс15, касающееся распоряжений об изменении целевого назначения земель, передачи их в собственность и установления их границ.

При рассмотрении дела Суд разъяснил следующее. Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в т.ч. и земли лесного фонда (ст. 19 Земельного кодекса). Согласно ч. 2 ст. 19 ЗК земельные участки каждой категории земель, не предоставленные в собственность или пользование граждан или юридических лиц, могут находиться в запасе.

Итак, земельные участки, находящиеся в запасе, должны быть отнесены к определенной категории земель по их целевому назначению, в т.ч. и земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения.

Согласно частям 1, 2 и 4 ст. 20 ЗК (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, - 2009 год) отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающими решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждающими проекты землеустройства или принимающими решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.

Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признания недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (ст. 21 ЗК).

Кроме этого, согласно п. 5 раздела VIII «Заключительные положения» Лесного кодекса до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.

Планово-картографические материалы лесоустройства составляются на основании натурных лесоустроительных работ и камерального дешифрирования аэрофотоснимков, содержат подробную характеристику леса. Перечень планово-картографических лесоустроительных материалов, методы их создания, масштабы, требования к содержанию и оформлению, качеству изготовления и т.д. регламентируются отраслевыми нормативными документами. В частности, по содержанию п. 1.1 Инструкции о порядке создания и размножения лесных карт, утвержденной Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству 11 декабря 1986 года, планшеты лесоустройства относятся к планово-картографическим материалам лесоустройства, а ч. 2 указанной Инструкции регламентирует процедуру их изготовления.

Итак, системный анализ приведенных норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что, решая вопрос об отнесении земли к категории земель лесного фонда, необходимо учитывать положения п. 5 раздела VIII «Заключительные положения» ЛК, а вывод о принадлежности определенного земельного участка к указанной категории земель возможен при наличии планово-картографических материалов лесоустройства.

Применяя указанные нормы права, суды должны установить фактические обстоятельства дела на момент возникновения спорных правоотношений согласно диспозиции указанных норм и на основании предоставленных сторонами доказательств дать оценку юридическим фактам, имеющие значение для дела, в частности установить категорию земли, факт ее изменения и основания этого изменения.

Кроме этого, устанавливая фактические обстоятельства дела, суд должен применять все возможные источники и средства доказывания, предусмотренные нормами материального и процессуального права в соответствии с положениями процессуального закона.

Придя к выводу, что требование о принадлежности части спорного земельного участка к лесному фонду является предположением, поскольку доказывание требует специальных знаний, в т.ч. путем проведения судебной экспертизы, суд не обратил внимания на положения п. 5 раздела VII «Заключительные положения» ЛК о принадлежности земельных участков к землям лесного фонда на основании планово-картографических материалов и других доказательств, имеющихся в материалах дела и предусмотренных нормами процессуального права.

Источник

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Оксана Клименко
    Оксана Клименко
    суддя Львівського окружного адміністративного суду
  • Олена Кондратюк
    Олена Кондратюк
    заступник голови Верховної Ради України
  • Олена Горбань
    Олена Горбань
    суддя Сихівського районного суду м. Львова
  • Лариса Бабайлова
    Лариса Бабайлова
    суддя Деснянського районного суду міста Києва