Социальные гарантии государства направлены в т.ч. на обеспечение нормальных условий проживания. Этот принцип предполагает обеспечение граждан не только жилыми помещениями, которые могут принадлежать им или передаваться в пользование, но и надлежащими условиями проживания в них. Речь идет о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, которые и обеспечивают нормальное проживание. При этом, гражданское законодательство предусматривает, что поставщик услуг имеет право на получение надлежащей оплаты них. В связи с низким уровнем оплаты труда населения и высокими ценами услуг в коммунальной сфере государством как социальным гарантом была введена субсидиарность по их оплате. Субсидия фактически является компенсацией за счет государственных или местных ассигнований части стоимости коммунальных услуг их исполнителю за социально незащищенные слои населения. Так государство снижает уровень экономической нагрузки на малообеспеченных граждан и помогает избежать убыточности коммунальной сферы.
Законодательно вопрос субсидий регулируется на сегодня постановлением Кабмина №848 от 21.10.1995 г. «Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива». Субсидия назначается одному из зарегистрированных членов домохозяйства или лицу, которое не зарегистрировано, но фактически проживает в жилом помещении (доме) на основании договора найма (аренды) жилья, а также индивидуальным застройщикам, дома которых не приняты в эксплуатацию.
Установлено, что субсидии назначаются при наличии разницы между размером платы за жилищно-коммунальные услуги, сжиженный газ, твердое и жидкое печное бытовое топливо в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами с учетом льгот, предоставляемых в соответствии с законодательством, и установленным КМУ объемом обязательного процента платежа.
Социальные нормы жилья и нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами были установлены постановлением КМУ №409 от 06.08.2014 г. «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания». В п. 2 указанного постановления предусмотрено, что плата за пользование жильем/содержание жилья, централизованное и индивидуальное отопление (теплоснабжение) независимо от источника и вида энергии при начислении субсидии учитывается из расчета 13,65 м2 общей площади на одного человека и дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство.
А если больше нормы?
Что касается социальных нормативов пользования ЖК услугами, то они регламентированы п. 3 указанного выше постановления КМУ. Для централизованного и индивидуального отопления (теплоснабжения) установлены разные нормы в зависимости от типа отопления и наличия в жилом помещении индивидуальных приборов учета. Следует также отметить, что нормативным актом предусмотрено, что в зависимости от особенностей регионов и типа зданий социальные нормативы пользования услугами централизованного и индивидуального отопления (теплоснабжения) определяются с учетом корректирующих коэффициентов согласно приложению к постановлению. Нормативы потребления услуг централизованного снабжения холодной водой зависят от наличия в жилище снабжения горячей водой, а также приборов учета. Наличие последних влияет и на размер социальных нормативов по использованию горячей воды и водоотведению. А при расчете нормативов по газоснабжению и электроснабжению принимаются во внимание не только наличие или отсутствие счетчиков, но и сопутствующие факторы, такие как тип плиты для приготовления пищи и наличие/отсутствие централизованного водоснабжения. Социальные нормативы за пользование услугами по вывозу твердых бытовых отходов регламентированы четко – 0,4167 м3 на человека в месяц; жидких бытовых отходов – 0,76 м3 на человека в месяц.
Следовательно, если квартира, в которой проживает один человек, по площади больше указанных 48,87 м2, или если этот жилец использовал газа или горячей воды свыше нормы, субсидия, которую погашает государство, будет начисляться исключительно на сумму, рассчитанную исходя их установленных нормативным актом социальных норм. За все квадратные метры, газ или воду, которые эти нормы превышают, владельцу или пользователю жилья придется платить полную стоимость.
Однако с целью обеспечения защиты лиц, которые не способны оплачивать полную стоимость предоставленных им услуг, но потребляют их свыше установленной законом нормы, за счет средств, предусмотренных для предоставления субсидий, исходя из конкретных обстоятельств, нетрудоспособным лицам, которые проживают сами, субсидии на свернормативную площадь жилья могут назначаться непосредственно структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения по решению районных, районных в Киеве и Севастополе госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах (в случае их создания) советов или комиссий, которые ими образуются. Решение о назначении субсидий в таких случаях принимается на основании акта обследования материально-бытовых условий семьи и пересматривается в случае изменения состава лиц, зарегистрированных в таком помещении, трудоустройства таких лиц или возникновения у них других источников доходов.
Только при условии…
Принципиально важно, что лицо, которое претендует на субсидирование коммунальных услуг, должно проживать одно и быть нетрудоспособным.
Многие спрашивают, может ли одинокий нетрудоспособный пенсионер, проживающий в квартире, площадь которой больше установленной нормы, или использовавший больше социальной нормы газа, претендовать на полное субсидирование таких услуг, если в той же квартире зарегистрированы еще несколько человек.
Согласно абз. 3 п. 7 постановления КМУ №848, в случае, если количество фактически проживающих в жилом помещении (доме) лиц меньше, чем количество зарегистрированных, субсидия рассчитывается, исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц, которые фактически в нем проживают, на основании решения районной, районной в Киеве и Севастополе госадминистрации и исполнительного органа городского, районного в городе (в случае его образования) совета или созданной ими комиссии. Во время принятия решений в таких случаях учитывается наличие документов, подтверждающих временное отсутствие лиц из числа зарегистрированных (справки, подтверждающие место пребывания лица на территории другой административно-территориальной единицы в связи с работой, лечением, обучением, длительной командировкой, отбыванием наказания; справки об оплате жилищно-коммунальных услуг в другом жилом помещении (доме); акты обследования материально-бытовых условий домохозяйства поселкового, сельского или городского совета; акты жилищно-эксплуатационных организаций о фактически проживающих лиц; договоры аренды жилья в другом месте).
Стоит отметить, что даже в случае отсутствия документов, подтверждающих временное отсутствие лиц из числа зарегистрированных, решение принимается на основании актов обследования материально-бытовых условий домохозяйства. На основании решения районной, районной в Киеве и Севастополе госадминистрации и исполнительного органа городского, районного в городе (в случае его создания) совета или созданной ими комиссии, принятого в порядке, предусмотренном выше, производители/исполнители жилищно-коммунальных услуг не начисляют плату за услуги на лиц, зарегистрированных, но фактически не проживающих в жилом помещении (доме).
Таким образом, все, что необходимо сделать в таком случае – это правильно оформить субсидию путем подачи структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения по месту регистрации (арендаторам – по месту жительства): заявления о назначении жилищной субсидии и декларации о доходах и расходах лица, которое обратилось за назначением жилищной субсидии, по установленным формами, а в случае указания в декларации других полученных доходов – также информации о доходах, которая отсутствует в Государственной фискальной службе, Пенсионном фонде Украины, фондах социального страхования и т.п. и в соответствии с законодательством не может быть получена по запросу структурного подразделения; договора найма (аренды) жилья (при наличии). Указанные заявление и декларация могут быть также отправлены по почте. Следует отметить, что постановлением запрещается требовать от граждан какие-либо другие документы.
Подытоживая, можно сказать, что государство максимально упростило процедуру оформления субсидий, и на сегодняшний день, даже если в квартире зарегистрировано большое количество людей, в ней не проживающих, ее площадь превышает социальные нормы, и были превышены нормативы по потреблению тепла, света, газа и других коммунальных услуг, социально незащищенные нетрудоустроенные лица могут претендовать не только на получение субсидий в рамках нормы, но и на полное субсидирование государством предоставленных им услуг.