22 июля в Киеве состоялся форум «Итоги работы второй сессии Верховной Рады VIII созыва». В рамках мероприятия были проведены три секции: «Оценка работы парламента» (выполнение коалиционного соглашения, новаторства Рады-8), «Институциональные реформы» (изменения в Конституцию и избирательное законодательство, реформа государственной службы) и «Закон и порядок» (антикоррупционная реформа, реформа прокуратуры и МВД).
Децентрализация
Участники форума отметили несколько базовых законопроектов, которые удалось принять парламенту в ходе последней сессии. Среди них, безусловно, закрепление децентрализации в Конституции Украины. Напомним, ВР направила в Конституционный Суд Украины законопроект №2217 «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)». При этом аккурат за день перед голосованием Президент Украины Петр Порошенко внес в проект изменения – дополнить раздел XV «Переходные положения» пунктом об определении особенностей самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Данный пункт сразу подвергся критике в социальных сетях и СМИ, что отметил и Президент. В частности, вице-спикер ВР Оксана Сыроид назвала «любой особый статус для Донбасса в Конституции» «легитимизацией российских войск и наемников на территории Украины». В то же время, как подчеркнул П. Порошенко, ни одного намека на федерализацию в данном законопроекте нет. «Украины была и будет оставаться унитарным государством», - отметил он. «Лишь допускается возможность особенного порядка осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах», - прокомментировал П. Порошенко. «Мы, конечно, можем стать в красивую позу, но эта поза слишком дорого обойдется нашему государству», - заключил Президент.
Таким образом, депутатам остается ждать решения КСУ. Окончательный текст для его принятия должен набрать не менее 300 голосов.
Против коррупции
Также депутаты гордятся принятием антикоррупционных инициатив. В частности, законопроектом №2423 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления прозрачности в сфере отношений собственности с целью предотвращения коррупции» введена возможность поиска в реестрах собственности по фамилии владельца. Впрочем, хотя авторы и законопроекта №2423 и заявляют, что информацию об имуществе чиновников и других лиц каждый получит хоть завтра, на самом деле это не совсем так. Во-первых, закон еще не подписан, а в случае подписания вступит в силу лишь через 2 месяца со дня опубликования (кроме одного из пунктов). Во-вторых, ко второму чтению его же авторами в законопроект были внесены, на взгляд обывателя несущественные, но на самом деле весомые поправки. В-третьих, сами реестры содержат далеко не всю информацию, которую вы будете искать ввиду того, что ее попросту не перенесли туда.
Таким образом, новации оставляют ряд вопросов. Во-первых, не совсем ясно, в каком объеме обычный человек сможет получить информацию – хотя в новом законе и добавлена «опция» поиска по субъекту имущества, что уже сам по себе существенный шаг вперед. Во-вторых, поиск остается платным и добавляется условие обязательной идентификации лица (хотя опять-таки, неясно, как будут проверять достоверность данных). В-третьих, вводится админответственность, что в теории должно стать превентивной мерой для защиты данных, однако под вопросом остается механизм привлечения к ответственности.
В первом чтении принят и другой антикоррупционный законопроект №2123 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия политической коррупции». Ним предусмотрено с 2017 года ввести прямое государственное финансирование уставной деятельности партий, не связанной с их участием в выборах. Также предусмотрено частичное возмещение расходов партий на предвыборную агитацию в ходе выборов. Как пояснил министр юстиции Павел Петренко, данный законопроект находится в перечне документов, необходимых для получения Украиной безвизового режима. Первый вице-спикер ВР Андрей Парубий перед тем, как поставить проект на голосование, подчеркнул, что его реализация позволит политическим партиям получить независимость от олигархов.
Не хватило сил
Впрочем, часть вопросов, по словам экспертов, остались нерешенными. Среди них нормирование наложения штрафов Антимонопольным комитетом Украины (сейчас в Украине отсутствует публичная методика определения штрафов за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции: законодательством определены лишь верхние пределы штрафов (до 10%, до 5% и до 1% от дохода (выручки) субъекта хозяйствования). Напомним, отдельные компании настаивают на принятии Верховной Радой в ближайшее время трех законопроектов по реформированию антимонопольного законодательства. Это законопроект №2431, касающийся введения методики наложения, расчета и взимания штрафных санкций Антимонопольным комитетом, №2168 относительно внесения изменений в процедуру рассмотрения заявлений на концентрацию и №2102, который обяжет АМКУ публиковать все принятые решения, предоставляя исчерпывающую информацию.
Также «не хватило времени» на принятие законопроекта №1831, которым предлагается обязать телеканалы раскрыть информацию о конечных собственниках на своих сайтах. Напомним, что в июне он уже прошел первое чтение. Тогда за него отдали голоса 240 нардепов. Впоследствии 229 избранников проголосовали за сокращение срока подготовки ко второму чтению. Документом предлагается внести изменения в законы «О телевидении и радиовещании» и «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания». Нормы законопроекта обязывают владельцев электронных СМИ и телеканалов сообщать о своих правах еще на этапе лицензирования СМИ в Нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания. Также должен быть внедрен механизм контроля за достоверностью информации о собственности и выгодополучателях. Нацсовету предлагают разрешить спрашивать владельцев о дополнительных сведениях. Ведомство также обяжут сообщать о причинах выдачи или отказа в выдаче лицензий. То же касается и продления лицензий.
Немало в ходе второй сессии было и скандальных моментов. Как известно, Верховная Рада 229 голосами приняла в целом законопроект №1558-1 о реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте по курсу на момент их получения. После чего нардепы Алена Шкрум, Александр Черненко, Игорь Луценко и Олег Мусий сообщили, что хотят отозвать свои голоса. В свою очередь, нардеп от БПП Юрий Луценко назвал закон о реструктуризации валютных кредитов катастрофой.
Впрочем, руководство парламента уверяет, что законопроект №1558-1 подписан не будет, а к этому вопросу ВР сможет вернуться в сентябре 2015 г. Об этом сообщил народный депутат Александр Кирш. «Есть договоренность с банками о невыдворении людей до принятия законопроекта в нормальном виде. Но такие выселения происходят в том числе и сегодня! Те, кто голосовали за 1558-1, вместо того, чтобы помочь людям, спровоцировали банки побыстрее до окончательного принятия закона отбирать квартиры. Вот цена популизма», - отметил нардеп на своей странице в Фейсбуке. Напомним, что первый заместитель главы регламентного комитета Павел Пинзеник сообщал, что этот комитет рекомендует отменить результаты голосования за законопроект №1558-1. Со слов Пинзеника, проект предлагает отменить результаты голосования за законопроект № 1558-1 за нарушения Регламента при его рассмотрении, в частности, что он был принят в период, когда пленарное заседание уже не должно было продолжаться.
При этом Президент Петр Порошенко заявлял, что надеется, что Верховная Рада пересмотрит свое решение по закону о реструктуризации валютных кредитов, «чтобы исправить собственную, мягко говоря, «ошибку».
На некоторые другие немаловажные законопроекты либо не хватило голосов, например, за введение европейских правил для тендерных государственных закупок (№2087), либо свою роль сыграло политическое противостояние (например, создание Государственного бюро расследований (проект №2114). Не была принята и предложенная Кабмином реформа государственной службы (законопроект №2490), предусматривающая открытый конкурс на должности чиновников.
Судебная реформа в приоритете
Среди приоритетов, которые стоят перед парламентом в ближайшей перспективе эксперты называют принятие закона о реформе госслужбы, дерегуляцию, новый закон о Кабмине, закон о ГБР, конституционные изменения относительно неприкосновенности судей и нардепов, децентрализации, и, конечно же, судебную реформу. На срочном ее принятии акцентировал внимание и Петр Порошенко в ходе своего последнего выступления в парламенте. По его словам, Венецианская комиссия рассмотрит изменения в Конституцию Украины по реформированию судебной системы этим летом. «В ближайшем будущем наиболее актуальными являются изменения в Конституцию в части реформировании прогнившей судебной системы. Первые шаги к ее очищению мы только начали делать, но общая трансформация требует поправок к Основному закону, и я с нетерпением ожидаю их от Конституционной комиссии. Вчера во время разговора с главой Венецианской комиссии мы также договорились, что рассмотрение будет осуществляться летом, и мы получим его в ближайшее время», - сказал Порошенко.
Что касается перспектив консолидации политических сил, то лидер фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко считает, что парламентская коалиция находится в кризисе. «Честно скажу: коалиция сейчас находится в суперкризисном состоянии - дошло до того, что никто не хочет быть координатором коалиции», - сказал Луценко в ходе форума «Итоги работы второй сессии Верховной Рады VIII созыва». Он напомнил, что в соответствии с очередностью, координатором коалиции должно стать лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко.