Открылись ли имущественные реестры на самом деле?

14:44, 20 июля 2015
«Если раньше можно было получать информацию о собственниках того или иного объекта, только имея данные этого объекта (госномер автомобиля или адрес недвижимости), теперь стал возможен и обратный процесс...
Открылись ли имущественные реестры на самом деле?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

 

«Если раньше можно было получать информацию о собственниках того или иного объекта, только имея данные этого объекта (госномер автомобиля или адрес недвижимости), теперь стал возможен и обратный процесс: вам достаточно иметь данные человека или его родственников, чтобы найти все, что на него зарегистрировано. Раньше такой информацией обладали только спецслужбы и правоохранительные органы, теперь это станет достоянием всего общества», - пишут в социальных сетях авторы законопроекта №2423 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления прозрачности в сфере отношений собственности с целью предотвращения коррупции», который 14 июля был принят парламентом во втором чтении. На самом ли деле все так, как декларируют его авторы, народные депутаты Украины Егор Соболев, Мустафа Найем, Анна Гопко и другие? Или все эти слова не более, чем политический пиар? В этом и других вопросах попробовала разобраться «Судебно-юридическая газета».

 

Как есть сейчас

 

Хотя авторы и законопроекта №2423 и заявляют, что информацию об имуществе чиновников и других лиц каждый получит хоть завтра, на самом деле это не совсем так. Во-первых, закон еще не подписан, а в случае подписания вступит в силу лишь через 2 месяца со дня опубликования (кроме одного из пунктов). Во-вторых, ко второму чтению его же авторами в законопроект были внесены, на взгляд обывателя несущественные, но на самом деле весомые поправки. В-третьих, сами реестры содержат далеко не всю информацию, которую вы будете искать, - почему, пойдет речь ниже.

Последние изменения, направленные на открытое предоставление информации из реестров недвижимого имущества и земельных участков были внесены Законом №1701-VII от 14.10.2014 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобритателей юридических лиц и публичных деятелей». Этим законом, в частности, был изменен режим доступа к сведениям Государственного реестра прав на недвижимое имущество. Однако, как прокомментировал «Судебно-юридической газете» экс-заместитель министра юстиции Грузии и претендент  Джамбул Эбаноидзе, который относительно недавно был советником министра юстиции Украины и претендовал на должность главы Государственной регистрационной службы (ГРС), «с помощью данного закона кое-какую информацию открыли. Но это, к сожалению, лишь полшага вперед, потому что информацию можно найти только по объекту, имея точный адрес. Если вы ищете по субъекту, например, информацию по какому-то чиновнику, вы ничего не найдете». Также, как справедливо отметил он, большое значение имеет и тот факт, будет ли информация платной или бесплатной. Ведь если проверять чиновника, необходимо проверять и круг людей, которые связаны с ним (родственники, друзья), а это может быть дорого. Кроме того, как рассказали чиновники ГРС Украины, информация в реестре может отсутствовать, так как реестр не сформирован окончательно. Он наполняется по заявочному принципу, автоматически в реестр ничего не переводилось. Автоматический перенос данных может быть произведен только на уровне соответствующего закона, но, к сожалению, он еще не принят. Если гражданин хочет, чтобы его имущество было внесено в реестр, он может самостоятельно обратиться в органы государственной регистрации прав на районном уровне, и на основании его заявления будет внесена соответствующая информация. Однако срочным образом обращаться с подобными заявлениями не нужно. Все права, которые были зарегистрированы ранее, в т. ч. и на бумажных носителях, признаются действительными. Таким образом, информация об имуществе вносилась по добровольному принципу. Хотите – вносите, хотите – не вносите.

Отметим, что во исполнение указанного Закона 24 декабря 2014 года Кабмин принял Постановление №722 «О некоторых вопросах предоставления информации о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество», которым был утвержден Порядок предоставления физическим и юридическим лицам информации с Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество. Данным Порядком был внедрен долгожданный онлайн доступ физ- и юрлиц к такому реестру. Практически это означает, что с 1 января 2015 г. каждый может получить некоторую информацию об объекте недвижимости, заплатив 17 грн, плюс комиссия банка (то есть, 20 грн). Однако здесь есть несколько «но». Во-первых, ограниченные возможности поиска. В Порядке было указано, что поиск объектов недвижимости может осуществляться по регистрационному номеру объекта недвижимого имущества, адресу такого объекта, местоположению или кадастровому номеру земельного участка или по идентификационным данным физического или юридического лица. При этом последний пункт, который позволял осуществлять поиск по идентификационным данным, Кабмин исключил своим постановлением от 25.01.2015. На данный момент найти информацию можно по 1) адресу объекта недвижимого имущества; 2) регистрационному номеру объекта недвижимого имущества; 3) кадастровому номеру земельного участка. Очевидно, что таким образом, а также учитывая то, что по одному адресу могут находиться несколько объектов недвижимости, достаточно затруднительно узнать данные об имуществе, которое принадлежит конкретному лицу. Проще говоря, искать объект по фамилии владельца нельзя, что само по себе усложняет процедуру поиска нечестно заработанного имущества тех же политиков или чиновников.

Таким образом, разница в том, что если до принятия Закона №1701-VII обычным гражданам информация об их объектах из реестра представлялась платно исключительно в бумажном виде и через нотариусов и госрегистраторов, а получить информацию о чужих объектах недвижимости простым смертным было невозможно, то теперь в теории доступ к информации о недвижимом имуществе получают все желающие через форму поиска на сайте. Однако что касается практики, все не так просто.

 

Искомое найдись!

 

Пользователь обязательно регистрируется. При регистрации указывает персональные данные, серию и номер паспорта и/или идентификационный код, которые (по крайней мере, пока) никак не проверяются. Чей код или паспорт вы ввели, система не имеет никакого представления (да и как/кто может это проверить?). Далее вы получаете почтовый ящик на mail.gov.ua, который и вводите в качестве логина для входа в систему.

Впрочем, даже если вы зарегистрировались в системе, дали согласие на обработку персональных данных и приступили к поиску, заполнив необходимые поля, вы можете не найти нужный объект. В этом автор убедилась на собственном опыте, введя свой домашний адрес («данные об объекте отсутствуют»). Стоит сказать, что создатели системы и не скрывают того, что искомое может не найтись. Так, на странице поиска для пользователей значится сообщение следующего содержания: «Обращаем внимание на то, что информационная справка формируется с использованием сведений, содержащейся в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество, Реестре прав собственности на недвижимое имущество, Едином реестре запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственном реестре ипотек (далее - Реестры). При этом в реестрах отсутствует информация о зарегистрированных до 01.01.2013 правах на земельные участки, регистрация которых проводилась органами земельных ресурсов. Кроме того, достаточно длительный период регистраторы БТИ проводили регистрацию прав собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, на бумажных носителях, которые до сих пор хранятся в БТИ. Подключение БТИ в Реестр прав собственности на недвижимое имущество происходило постепенно, начиная с 2003 года. Некоторые БТИ в частности на территории городов Киева и Севастополя, были подключены к Реестру прав только в мае - июне 2010 года. Учитывая указанное, а также на то, что наполнение Государственного реестра прав осуществляется по заявочному принципу, и информация с бумажных носителей в него не переносилась автоматически, в информационной справке будет отображена только информация, имеющаяся в реестрах». Таким образом, точно сказать, насколько наполнен и когда наполнится на все 100% реестр, сложно. Как разъяснили сотрудники регистрационной службы, для ускорения этого процесса необходим специальный закон.

Стоит отметить, что 25 марта 2015 г. вступил в силу Закон Украины № 247-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уточнения полномочий нотариусов и особенностей регистрации производных прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения». Согласно с ним Кабинет Министров Украины до 1 июля 2016 должен обеспечить автоматизированный перенос в Государственный реестр прав записей из Государственного реестра земель о вещных правах на земельные участки и их обременениях, о субъектах этих прав и о документах, удостоверяющие такие права. С момента автоматизированного переноса соответствующей информации перенесенные записи считаются данным Государственного реестра прав, а права и обременения на соответствующие земельные участки - зарегистрированными (кроме случаев, когда права на такие земельные участки зарегистрированы в Государственном реестре прав после 1 января 2013 года). Сомнения в эффективности внесенных изменений возникают в связи с тем, что как предполагалось проектом закона, так и не было введено административной ответственности за нарушение установленных законом сроков внесения сведений в Государственный реестр вещных прав.

Таким образом, очевидно, что за наполнение реестра будут «отвечать» сами граждане – ведь информация будет попадать туда при осуществлении каких-либо сделок с имуществом.

 

Кратко о проблемах

 

Итак, реестр платный. Хотя плата сравнительно небольшая, однако это существенно усложнит деятельность, например, журналиста, ведущего журналистское расследование – 20 грн, умноженные на количество проверяемых объектов, могут превратиться в круглую сумму. Главный аргумент Минюста в вопросе цены: есть страны, в которых доступ к этой информации стоит дороже. Но ведь есть и страны, в которых этот доступ бесплатен! К примеру, Болгария.

Но самая большая, трудно изучаемая и плохо изученная проблема – это безопасность и конфиденциальность. Пока никто внятно и понятно не объяснил, каким образом общедоступная информация будет защищена от мошенников. Ведь внести чужие паспортные данные и иные сведения, щедро раздаваемые украинцами везде (в магазинах, поликлиниках, при оформлении документов и т. д.), постороннему человеку система позволяет, а вот что он сможет сделать с полученной информацией – это вопрос желания и личных возможностей запрашивающего.

По утверждениям Минюста, база данных работает только на отдачу информации (в режиме «реплики на чтение»). Но при этом закон обязывает сохранять данные о пользователях, чтобы потом показать владельцу недвижимости, кто им интересовался. Как уживаются два эти тезиса, неясно.

 

Что предусмотрено новым Законом?

 

Отметим, что если вы попытаетесь «поиграться» и поискать информацию под чужим именем, согласно с законопроектом №2423 вам грозит административная ответственность. Так, если вы внесете заведомо недостоверные сведения о себе при регистрации на официальном веб-сайте для получения информации из Единого государственного реестра, держателем которого является Госавтоинспекция МВД, для получения информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, или для получения информации из Государственного земельного кадастра, вам могут выписать штраф (КоАП дополнен ст. 188-47). Правда, не совсем ясно, будут ли правоохранительные органы тратить время на поиск таких нарушителей, если явление станет массовым. Или же если отдельные «находчивые» граждане будут «забивать» для поиска чужие ФИО, серию и номер паспорта, не будут ли штрафы приходить на имя тех, чьими данным воспользовались? Отметим, что штраф может достичь 102000 грн.

Итак, что вы сможете найти, когда новый закон вступит в силу?

 

Чье авто?

 

Во-первых, вносятся изменения в Закон «О дорожном движении», согласно которым информация о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах, содержащаяся в Едином государственном реестре, держателем которого является Госавтоинспекция Министерства внутренних дел Украины, является открытой и общедоступной. Для физических и юридических лиц информация из Единого государственного реестра предоставляется путем поиска по субъекту (владельцу транспортного средства) в электронной форме через официальный сайт органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере регистрации и учета транспортных средств, при условии идентификации такого лица (физического или юридического) с использованием электронной цифровой подписи или иного альтернативного средства идентификации личности, или в бумажной форме путем подачи заявления лично или направления его по почте органам Госавтоинспекции. Информация из Единого государственного реестра предоставляется в порядке и по форме, которые устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

По запросу должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, органов внутренних дел, органов прокуратуры, органов Службы безопасности Украины, адвокатов, нотариусов информация из Единого государственного реестра в связи с осуществлением ими полномочий, определенных законом, предоставляется по субъекту (владельцу ТС) или по государственному номерному знаку в письменной или электронной форме путем непосредственного доступа в Единый государственный реестр, при условии идентификации соответствующего должностного лица с помощью электронной цифровой подписи. Порядок доступа в Единый государственный реестр определяется Кабинетом Министров Украины.

Таким образом, лица «не при исполнении», то есть обычные граждане узнать, кто паркует под их окнами иномарку не смогут – по госномеру искать владельца ТС могут лишь правоохранители, адвокаты и т. д. Кроме того, в тексте законопроекта ко второму чтению ввели условие идентификации такого лица (физического или юридического) с использованием электронной цифровой подписи или «иного альтернативного средства идентификации личности». Очевидно, это сделано в целях обеспечения безопасности (ведь законопроектом также предусмотрено, что по заявлению собственника или иного правообладателя орган регистрации и учета транспортных средств предоставляет информацию о лицах, получивших сведения о зарегистрированном ТС, которое ему принадлежит), однако возможность получить ЭЦП есть далеко не у всех (да и Минюст декларировал курс на то, чтобы максимально упростить способ получения информации). Кроме того, готовится к принятию в целом еще один немаловажный законопроект №2982 от 02.06.2015 – новая редакция Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений», который также предусматривает идентификацию лица, и законопроект №2423 просто не может входить с ним в противоречие.

 

Чья квартира/земля?

 

Также законопроект №2423 предусматривает, что для физических и юридических лиц информация по объекту недвижимого имущества и по субъекту вещного права на недвижимое имущество предоставляется в электронной форме через официальный сайт Минюста, при условии идентификации такого лица (физического или юридического) с использованием ЭЦП или иного альтернативного средства идентификации личности, или в бумажном виде государственным регистратором или нотариусом.
До второго чтения (до поправки народного депутата Украины, советника Министра юстиции Игоря Алексеева) эта норма выглядела несколько иначе. Так, предлагалось чтобы физическим и юридическим лицам информация из Государственного реестра прав в случае поиска по объекту недвижимого имущества предоставлялась в полном объеме; а в случае поиска по субъекту права - по каждому объекту недвижимого имущества в следующем объеме: тип объекта недвижимого имущества (жилой дом, здание, сооружение, квартира, жилое помещение, нежилое помещение, земельный участок и т.д.); площадь объекта недвижимого имущества (общая и (при наличии) жилая);
название области, района, города, на территории которых расположен объект недвижимого имущества;
дата регистрации прав и их обременений.

Таким образом, нет точного указания, какая информация по объекту и субъекту должна предоставляться (и в окончательном тексте проекта отсутствует даже излюбленная фраза «Порядок предоставления информации определяется Кабмином»).

Аналогичные условия поиска и интересующихся владельцами земельных участков. Правда, в последний момент авторы, наверно, по причине финансового кризиса отказались от идеи сделать полностью бесплатным поиск, просмотр, копирование и распечатка сведений Государственного земельного кадастра.

Таким образом, новации оставляют ряд вопросов. Во-первых, не совсем ясно, в каком объеме обычный человек сможет получить информацию – хотя в новом законе и добавлена «опция» поиска по субъекту имущества, что уже сам по себе существенный шаг вперед. Во-вторых, поиск остается платным и добавляется условие обязательной идентификации лица (хотя опять-таки, неясно, как будут проверять достоверность данных). В-третьих, вводится админответственность, что в теории должно стать превентивной мерой для защиты данных, однако под вопросом остается механизм привлечения к ответственности.

 

Имущество судей и депутатов останется «под замком»?

 

Стоит сказать об одной, но очень немаловажной поправке, которую внесли нардепы Егор Соболев и Виктор Чумак аккурат перед вторым чтением. Так, в Закон «О предотвращении коррупции вводится ст. 52-1 под названием «Особенности осуществления мер финансового контроля в отношении отдельных категорий лиц». В ней дословно речь идет о следующем: «В отношении лиц, указанных в пункте 1, подпункте «а» пункта 2 части первой статьи 3 настоящего Закона, которые относятся к кадровому составу разведывательных органов Украины и/или занимают должности, пребывание на которых составляет государственную тайну, в частности, в военных формированиях и государственных органах, осуществляющих оперативно-розыскную, разведывательную деятельность, а также лиц, претендующих на занятие таких должностей, меры, предусмотренные разделом VII настоящего Закона, организуются и осуществляются способом, которые делает невозможным раскрытие их принадлежности к указанным органам (формированиям), в порядке, определяемом Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции по согласованию с указанными органами (формированиями)».

А такими лицами являются: а) Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, его Первый заместитель и заместитель, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министра Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти , которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, и их заместители, Председатель Службы безопасности Украины, Генеральный прокурор Украины, Председатель Национального банка Украины, Председатель Счетной палаты, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым, Председатель Совета министров Автономной Республики Крым; б) народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты местных советов, сельские, поселковые, городские головы; в) государственные служащие, должностные лица местного самоуправления; г) военные должностные лица Вооруженных Сил Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины и других образованных в соответствии с законами военных формирований, кроме военнослужащих срочной военной службы; г) судьи Конституционного Суда Украины, другие профессиональные судьи, члены, дисциплинарные инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, должностные лица секретариата этой Комиссии, Председатель, заместитель Председателя, секретари секций Высшего совета юстиции, а также другие члены Высшего совета юстиции, народные заседатели и присяжные (во время выполнения ими этих функций); д) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, лица начальствующего состава органов и подразделений гражданской защиты;
е) должностные и служебные лица органов прокуратуры, Службы безопасности Украины, дипломатической службы, государственной лесной охраны, государственной охраны природно-заповедного фонда, центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной налоговой политики и государственной политики в сфере государственного таможенного дела; е) члены Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции; ж) члены Центральной избирательной комиссии; з) должностные и служебные лица других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым;
Также к таковым относятся должностные лица юридических лиц публичного права.

Доступ к государственной тайне может быть как у Президента, так и у рядовых судей. Выходит, порядок доступа к информации об их имуществе будет устанавливаться Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции и, очевидно, часть сведений будет скрыта.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Порозова
    Інна Порозова
    суддя Хмельницького міськрайонного суду Хмельницької області
  • Олександр Соп’яненко
    Олександр Соп’яненко
    суддя Сумського окружного адміністративного суду
  • Віктор Гонтарук
    Віктор Гонтарук
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду
  • Сергій Родіонов
    Сергій Родіонов
    суддя Оболонського районного суду міста Києва