С 1 октября 2014 года изменяется порядок назначения жилищных субсидий. Соответствующее решение Правительство приняло с целью поддержки малообеспеченных слоев населения в условиях повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Об этом сообщила Министр социальной политики Украины Людмила Денисова на брифинге в Доме Правительства в среду, 24 сентября.
«На сегодня Правительство приняло все необходимые решения, которые касаются защиты наших граждан в условиях повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги», - подчеркнула Министр. Она напомнила, что с 1 июля в Украине заработала программа компенсаций дополнительных оплат за жилищно-коммунальные услуги. А со следующего месяца вступит в силу обновленная программа жилищных субсидий. «С 1 октября 2014 года эта программа будет изменена и усовершенствована. Благодаря этому количество семей, которые смогут получить жилищную субсидию, будет увеличено», - подчеркнул Людмила Денисова.
В частности, вводятся новые термины: социальная норма жилья и социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами, на которые государство будет предоставлять льготы, субсидии и компенсации.
Так, социальная норма жилья (в сравнении с нормами, на которые предоставлялись субсидии ранее) становится более выгодной для большинства получателей субсидий. А социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами рассчитаны на основе анализа фактических объемов потребления природного газа, воды и электроэнергии, что позволит государству обеспечивать социальную поддержку на оплату реальных объемов потребления этих услуг.
Кроме этого, меняется принцип расчета обязательного процента платежа семьи за жилищно-коммунальные услуги при назначении жилищных субсидий. Отныне он будет зависеть исключительно от доходов семьи. «Это будет индивидуально рассчитанный обязательный платеж, который зависит от дохода конкретной семьи, - подчеркнула Министр социальной политики. - Мы рассчитываем на то, что установление социальных нормативов позволит гражданам оплачивать услуги только за фактическое потребление, а государству - поддерживать граждан за реальное потребление тех или иных услуг».
Директор департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Виталий Музыченко проинформировал о деталях нововведений назначения жилищных субсидий.
В частности, эксперт отметил: если до этого семьи, которым назначена жилищная субсидия, платили за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм владения или пользования общей площадью жилья и нормативов пользования коммунальными услугами 15% среднемесячного совокупного дохода, а семьи из нетрудоспособных граждан - 10%, то с 1 октября с. г. определение обязательного процента платежа семьи за жилищно-коммунальные услуги будет осуществляться для каждой семьи индивидуально.
В соответствии с усовершенствованным порядком назначения жилищных субсидий, с целью обеспечения социальной защиты малообеспеченных категорий граждан увеличена государством социальная норма жилья, на которую будет предоставляться жилищная субсидия.
Кроме того, установлены новые нормативы на потребление гражданами природного газа, которые рассчитаны, исходя из объемов природного газа за прошлый отопительный период именно получателями жилищных субсидий. Вместе с тем, в связи с тем, что большинство населения не имеет фактически приборов учета потребления природного газа, используемого для приготовления пищи и подогрева воды, было пересмотрено по факту нормы потребления природного газа, которые используются для этих нужд.
Установлены социальные нормативы централизованного водоснабжения. «Если раньше соответствующие нормативы утверждались органами местного самоуправления, а граждане, соответственно, платили за этими нормативами и на них же предоставлялись жилищные субсидии, то с 1 октября устанавливаются единые социальные нормативы для всего государства», - отметил Виталий Музыченко.
Также увеличены социальные нормативы на пользование электрической энергией. Со времени, когда они были утверждены последний раз (1995 год), потребление электроэнергии населением выросло как за счет появления большего количества мощных приборов, так и за счет перехода от потребления газа к потреблению электрической энергии. Кроме того, введено новую категорию потребителей, у которых отсутствует централизованное водоснабжение, и они используют электрические водонагреватели. До этого времени соответствующей нормы вообще не было.
Вместе с этим, порядок обращения за жилищной субсидией предусматривает необходимость подачи соответствующего обращения гражданином в орган труда и социальной защиты населения по зарегистрированному месту жительства. Если до 1 октября право на получение субсидии имели граждане, которые являются собственниками жилого помещения, и которые оплачивали жилищно-коммунальные услуги, то с 1 октября за субсидией может обратиться любое лицо, зарегистрированное в жилом помещении, и на которое открыты лицевые счета.
Право на субсидию имеют граждане, которые оплачивают коммунальные услуги больше, чем определенный Кабинетом Министров обязательный размер платежа.
В Минсоцполитики объясняют, что до сих пор субсидии назначались двум категориям граждан по фиксированным процентам обязательного платежа: семьи, в состав которых входили исключительно нетрудоспособные граждане (пенсионеры, инвалиды), или в состав которых входили дети, и доход которых был меньше прожиточного минимума на человека - платили за жилищно-коммунальные услуги не больше 10% совокупного дохода; другие семьи, в состав которых входили также трудоспособные граждане - платили не более 15%.
С 1 октября порядок расчета размера жилищной субсидии изменен. Новый механизм предусматривает индивидуальный расчет процента обязательного платежа семьи за жилищно-коммунальные услуги в зависимости от размера доходов. Для расчета обязательного процента платежа необходимо будет: определить среднемесячный доход семьи на одного члена за предыдущие 6 месяцев (совокупный доход домохозяйства за предыдущие 6 месяцев разделить на количество лиц, входящих в домохозяйства, и на 6 месяцев) и рассчитать обязательный процент платежа по установленной формуле (среднемесячный доход на одно лицо за предыдущие 6 месяцев делится на прожиточный минимум на одно лицо (в 2014 году - 1176 грн.) и на базовый коэффициент 2, после чего умножается на базовый коэффициент 15%).
Кроме того, новый порядок начисления субсидий будет поощрять потребителей к энергосбережению: субсидия будет назначаться исходя из социальных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и перерасчета размера назначенной субсидии с фактическими объемами потребления услуг не будет. При этом сумма субсидии, которая органами соцзащиты населения перечислена на счета исполнителей или производителей жилищно-коммунальных услуг для оплаты их стоимости в размере социальных нормативов и которая не использована семьей вследствие экономии потребления услуг, засчитывается исполнителем или производителем как оплата обязательной доли платежа семьи на следующий расчетный период.
Порядок обращения за жилищной субсидией остался неизменным. Как и ранее, для ее назначения необходимо обратиться в орган социальной защиты населения по месту регистрации. При этом необходимо предоставить справку о доходах лиц, зарегистрированных в жилом помещении, а также заполнить бланки заявления и декларации о доходах и имущественном состоянии. Пенсионеры должны заполнить только заявление и декларацию. Другие документы, необходимые для предоставления субсидии, собираются непосредственно специалистами управления. «Документы не обязательно подавать лично - есть возможность обратиться через почтовую связь», - поясняют в Министерстве.
В Минсоцполитики предполагают, что в результате нововведений количество получателей субсидий по сравнению с прошлым отопительным сезоном вырастет на 300 тыс. домохозяйств: с 1, 3 млн. до 1, 6 млн. семей. На сегодня - до начала отопительного сезона - субсидии получают 450 тыс. домохозяйств.
Нормативы потребления услуг
Услуга |
Норма до 01.10.14 |
Социальная норма с 01.10.14 |
НОРМА ЖИЛИЩА: |
||
льготы |
21 м2 на человека + 10,5 м2 на семью |
не меняется |
субсидии |
13,65 м2 на человека + 35,22 м2 на семью |
|
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА: |
||
на отопление |
11 м3 на 1 м2 площади в отопительный период |
7 м3 на 1 м2 площади * корект. коэф. (в отопительный период) |
на газовую плиту (приготовление еды) |
9,8 м3 на человека |
6 м3 на человека |
на газовую плиту (приготовление еды и подогрев воды) |
18,3 м3 на человека |
9 м3 на человека |
на газовую плиту и водонагреватель |
23,6 м3 на человека |
18 м3 на человека |
ЦЕНТРАЛИЗИРОВАННОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ: |
||
снабжение холодной воды |
устанавливается органами местного самоуправления (у г. Киеве - 5,5 м3 на человека) |
2,4 м3 на человека (при наличии централиз. снабжения горячей воды), 4,0 м3 на человека (при отсутствии централиз. снабжения горячей воды) |
снабжение горячей воды |
устанавливается органами местного самоуправления (у г.. Киеве - 3,5 м3 на человека) |
1,6 м3 на человека |
ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ: |
||
на отопление |
28 кВт.час 1 м2 площади в отопительный период |
65 кВт.час на 1 м2 площади * корект. коэф. (в отопительный период) |
в домах, оборудованных стационарными электроплитами |
100 кВт.час на семью с одного – двух человек+ 25 кВт.час на другого члена семьи |
130 кВт. час на семью с одного человека + 30 кВт. час на другого члена семьи (при наличии централизированного снабжения горячей воды) 150 кВт. час на семью с одного человека + 30 кВт. час на другого члена семьи ( при отсутствии централизированного снабжения горячей воды) |
в домах, не оборудованных стационарными электроплитами |
75 кВт.час на семью с одного-двух человек+ 15 кВт.час на другого члена семьи |
90 кВт. час на семью с одного человека + 30 кВт. час на другого члена семьи (при наличии централизированного снабжения горячей воды) 120 кВт. час на семью с одного человека + 30 кВт. Час на другого члена семьи (при отсутствии централизированного снабжения горячей воды) |