В официальном издании «Голос Украины» 12 июня 2014 года Высший совет юстиции обнародовал сообщение о создании Временной специальной комиссии по проверке судей судов общей юрисдикции. В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона Украины «О восстановлении доверия к судебной власти на Украине» ВСК считается образованной при условии назначения в ее состав не менее девяти членов, о чем делается сообщение на официальном сайте Высшего совета юстиции и в газете «Голос Украины».
Так, начиная с 12 июня 2014 ВСК официально считается образованной и начинает прием заявлений от физических и юридических лиц о проведении проверки судей.
Письменные заявления от юридических и физических лиц, оформленные в соответствии с требованиями статьи 2 Закона, Комиссия будет принимать в течение шести месяцев по адресу Высшего совета юстиции: ул. Студенческая, 12-а, г. Киев, 04050.
Заявление должно содержать слудующую информацию:
1) наименование (для юридических лиц) или имя (фамилия, имя, отчество для физических лиц) лица, подающего заявление, его местонахождение (для юридических лиц) или место жительства (для физических лиц), номера средств связи, адреса электронной почты (при наличии);
2) фамилия, имя, отчество судьи (судей), по которому (которым) должна быть проведена проверка, его (их) должность;
3) полное название суда, в котором работает соответствующий судья (судьи);
4) обоснование необходимости проведения проверки соответствующего судьи (судей) с указанием судебных решений, составляющих содержание проверки судей в соответствии с Законом;
5) перечень материалов, прилагаемых к заявлению.
К заявлению следует приложить копии судебного решения, принятого судьей, по проверке которого подается заявление, вынесенного по делам по вопросам, определенным в статье 3 Закона, а также копии решений апелляционной и кассационной инстанций по этим делам (при наличии).
Заявления, присланные после завершения шестимесячного срока, а также заявления, по которым Временная специальная комиссия не успеет принять решение до окончания своих полномочий (ВСК будет действовать один год), будут переданы в Высший совет юстиции для продолжения их рассмотрения по общей процедуре.
Отметим, что согласно статье 3 Закона судья суда общей юрисдикции подлежит проверке в случае принятия им единолично или в коллегии судей следующих решений:
1) об ограничении прав граждан на проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций на Украине в период с 21 ноября 2013 года до дня вступления в силу Закона (11 апреля 2014 года);
2) об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, оставление их без изменений, продлении срока содержания под стражей, обвинительных приговоров, решений судов апелляционной и кассационной инстанций о пересмотре обвинительных приговоров, следствием которых было их отмены, в отношении лиц, которые признаны политическими заключенными, за действия, связанные с их политической и общественной деятельностью;
3) об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, оставление их без изменений, продлении срока содержания под стражей, обвинительных приговоров в отношении лиц, которые были участниками массовых акций протеста в период с 21 ноября 2013 до дня вступления в силу Закона, в связи с их участием в таких акциях;
4) о наложении административных взысканий на лиц, которые были участниками массовых акций протеста в период с 21 ноября 2013 года до дня вступления в силу настоящего Закона, в виде лишения права управления транспортными средствами на основании статьи 122-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях за невыполнение водителями требований работника милиции об остановке транспортного средства и об оставлении указанных решений без изменений судом апелляционной инстанции в период с 21 ноября 2013 года до дня вступления в силу Закона;
5) о наложении административных взысканий на лиц, которые были участниками массовых акций протеста в период с 21 ноября 2013 года до дня вступления в силу настоящего Закона, на основании статьи 185 Кодекса Украины об административных правонарушениях за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего и об оставлении указанных решений без изменений судом апелляционной инстанции в период с 21 ноября 2013 года до дня вступления в силу Закона;
6) о наложении административных взысканий на лиц, которые были участниками массовых акций протеста в период с 21 ноября 2013 года до дня вступления в силу настоящего Закона, на основании статьи 185-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций и об оставлении указанных решений без изменений судом апелляционной инстанции в период с 21 ноября 2013 года до дня вступления в силу настоящего Закона;
7) о наложении административных взысканий на основании статьи 185-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях на лиц, которые были участниками массовых акций протеста в период с 21 ноября 2013 года до дня вступления в силу настоящего Закона, за создание условий для организации и проведения с нарушением установленного порядка собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций и об оставлении указанных решений без изменений судом апелляционной инстанции в период с 21 ноября 2013 года до дня вступления в силу Закона;
8) по делам, связанным с проведением выборов в Верховный Совет Украины седьмого созыва, отменой их результатов или лишением статуса народного депутата Украины лица, которая была избрана народным депутатом Украины в Верховный совет Украины VII созыва (проверка судей проводится по заявлению лица, права или интересы которого были нарушены непосредственно);
9) о предоставлении разрешения на проведение следственных (розыскных) действий и негласных следственных (розыскных) действий в отношении лиц, которые были участниками массовых акций протеста в период с 21 ноября 2013 года до 21 февраля 2014 года, в связи с их участием в таких акциях.
Проверка проводится также в отношении судей, единолично или в коллегии судей рассматривали дело или приняли решение с допущением нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, констатированых в решении Европейского суда по правам человека.