Европейский суд по правам человека сообщает о приостановлении на следующие 6 месяцев рассмотрения дел против Украины относительно невыполнения решений национальных судов, подобных делу «Юрий Николаевич Иванов против Украины» (решение от 15 октября 2009 года, заявление № 40450/04). Вернутся к их рассмотрению ЕСПЧ планирует по завершению упомянутого срока.
Напомним, что наибольшее количество заявлений против Украины, по которым в 2013 г. ЕСПЧ были приняты решения по существу, касается системной проблемы неисполнения (длительного невыполнения) решений национальных судов, что является нарушением ч. 1 ст. 6 и ст. 13 Конвенции, ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции. Ведь, по мнению ЕСПЧ, после принятия пилотного решения «Юрий Николаевич Иванов против Украины» наше государство так и не смогло внедрить эффективные средства правовой защиты или сочетание таких средств, способные обеспечить адекватное и достаточное возмещение за невыполнение или несвоевременное выполнение решений национальных судов в соответствии с принципами Конвенции и практики Суда.
«Судебно-юридическая газета» в своих публикациях уделила немало внимания данному вопросу.
Напомним хронику событий. Еще 15 января 2010 г. вступило в силу пилотное решение ЕСПЧ по делу «Юрий Иванов против Украины», которым Суд обязал Украину безотлагательно внедрить эффективное средство, способное обеспечить достаточную компенсацию за невыполнение или затягивание выполнения судебных решений. В качестве такого средства Кабмин предложил сначала законопроект «О гарантиях государства относительно выполнения решений суда» (р.№ 7562), а затем, на замену, его «близнеца» – проект «О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений» (р. №9127). Основная «соль» скрывалась в Переходных положениях последнего, где предлагалось передать вопрос об установлении конкретных размеров льгот и порядка их выплаты в руки КМУ.
«Даже с исполнительным листом, в котором указано, что вам должны выплатить 500 грн, если они не были профинансированы, получить их практически невозможно. Вероятно, лучше сегодня выплатить гражданину 400 грн, чем обещать 500 и не выплатить их никогда», – поясняли тогда в правительстве. Таким образом, власти тогда решили «идти от противного», а именно искоренить проблему невыполнения судебных решений способом, при котором у граждан не было бы оснований для подачи новых исков с требованием о выплате средств государством. Но в итоге парламенту не удалось избежать акций протестов у стен, и законопроект отправили на доработку.
В последствии по вопросу о порядке установления конкретных размеров льгот свое решение в 2012 году вынес Конституционный Суд Украины. Так, он определил, что в полномочия Кабмина входит регулирование порядка и размера социальных выплат и помощи, которые финансируются за счет госбюджета в соответствии с Конституцией и законами.