Комитет ВРУ не поддерживает проект закона о внесении изменений в Закон Украины "О судебном сборе".
На заседании комитета отмечалось, что законопроектом ( № 3113) предлагается изложить пункт 20 части первой статьи 5 Закона " О судебном сборе " в новой редакции, согласно которой от уплаты судебного сбора освобождаются "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере социальной защиты населения, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым, реализующий государственную политику в сфере социальной защиты населения, структурные подразделения местных государственных администраций и исполнительных органов городских советов по вопросам социальной защиты населения — в делах, связанных с назначением и выплатой физическим лицам всех видов государственной социальной помощи, компенсаций, выплат и доплат, установленных законодательством ".
При обсуждении народные депутаты высказали к проекту замечания и обращали внимание на то, что предложенные изменения сужают возможности реализации органами социальной защиты функции государственной защиты граждан от нарушений законодательства при назначении и выплате социальной помощи со стороны юридических лиц и физических лиц- предпринимателей, которые должны ее предоставлять. Это противоречит положениям преамбулы и статей 1, 3 и 46 Конституции, согласно которым Украина — это социальное правовое государство, главной обязанностью которого является утверждение и обеспечение прав человека и права на социальную защиту.
По мнению парламентариев, о недостаточной обоснованности законодательных предложений свидетельствует и то, что на практике все органы или физические лица, которые имеют льготы по уплате судебного сбора при подаче позывов, освобождаются от уплаты судебного сбора и при подаче апелляционных и кассационных жалоб, поскольку размер судебного сбора за подачу таких жалоб напрямую зависит от размера судебного сбора за подачу иска. То есть, если то или иное лицо или орган государственной власти освобождены от уплаты судебного сбора за подачу иска, то они освобождаются и от уплаты судебного сбора за подачу апелляционных и кассационных жалоб, как и заявлений о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Кроме того, отмечалось на заседании, освобождение государственных органов от уплаты судебного сбора влечет уменьшение финансирования органов судебной власти, увеличение нагрузки на суды и предоставление органам социальной защиты населения определенных процессуальных преимуществ перед другими участниками судебного процесса.
Члены Комитета отмечали, что Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады в своем заключении высказало ряд существенных замечаний к законопроекту и в целом выступает против освобождения органов государственной власти от уплаты судебного сбора.