Киевские маршрутки могут сильно измениться. На 21 августа столичные власти запланировали провести конкурс на обслуживание большей части городских маршрутов — 159. К микроавтобусам выдвинуты новые требования: они должны быть не старше 7 лет, в бусах должно быть не менее 21 места для сидения и две автоматические двери, двигатели должны соответствовать экологическим нормам. Часть требований, например, GPS-система в маршрутках (она отслеживает местоположение микроавтобуса), не обязательны, но желательны. Перевозчики сетуют, что требования для допуска к конкурсу слишком жесткие и не позволят поучаствовать в нем многим небольшим фирмам, которые сейчас обслуживают эти маршруты.
Больше всего нареканий вызывают требования к возрасту микроавтобусов. «Оцениваться должен не возраст, а техническое состояние машины. Для этого мы дважды в год проходим техосмотр в ГАИ, — говорит директор ассоциации перевозчиков «Столица» Валерий Липецкий. — И двухлетняя машина может быть развалюхой, а десятилетняя — в идеальном состоянии. Возраст машины, согласно постановлению Кабмина, при проведении тендеров тоже учитывается — новые машины получают больше баллов, а те, которые старше 7 лет, — ноль. Повлиять на это мы никак не можем, если не будем согласны с результатом конкурса, опротестуем его в суде. Наверняка освобождают место для «Киевпасстранса».
Первый замглавы КГГА Анатолий Голубченко заявляет, что требования направлены на безопасность и комфорт пассажиров: «Волнуются люди, которые могут проиграть, вот и все. Тем, у кого достаточно транспорта и кто качественно работает, нечего бояться. Если какие-то маршруты закроются, на их месте либо появятся новые, либо будут работать машины «Киевпасстранса»: на мой взгляд, в центре города он должен выиграть все конкурсы, если у него достаточное количество больших автобусов и они могут перевозить пассажиров». В «Киевпасстрансе» утверждают, что они и вправду готовы заменить частников на многих маршрутах, но при этом на проведение конкурса никак повлиять не могут и участвуют в нем наравне с остальными перевозчиками. «Наши машины уже давно соответствуют всем требованиям: мы постоянно обновляем автопарк, все машины подключены к GPS-системе, к зиме пошьем и униформу для водителей», — говорит Николай Ламбуцкий, гендиректор «Киевпасстранса» .
Среди частных перевозчиков тоже есть те, кто готов побороться: «У нас все машины не старше 7 лет, оборудованы для перевозки инвалидов. Даже униформу наши водители уже носят, — говорит директор одной из компаний Николай Бацан (маршруты 442, 442Д). – Но при этом наш маршрут на конкурс не выставляется. Официальных документов мы пока не получали, продолжаем работать, но боимся, что его просто закроют».
ВОДИТЕЛИ НЕ ХОТЯТ НОСИТЬ ФОРМУ. Сами водители относятся к нововведениям скептически. Говорят, что крупные перевозчики регулярно обновляют автопарк, а мелкие, которым это не по карману, могут пострадать. «Наша фирма только недавно закупила 30 машин — все новенькие, соответствуют требованиям, в том числе и по проезду инвалидов, — рассказывает один из водителей Сергей. — Остальные машины тоже не — 5—7 лет. А вот униформу я носить не буду: представьте, каково в ней будет в жару под 40 градусов. Если обяжут, уйду с работы». «А я не против формы — в советское время работал на междугородных маршрутах, тогда выдавали зимнюю и летнюю форму, обувь. И пассажиры относились к водителю с большим уважением, а не как сейчас. Не нравится идея и с GPS, которое отслеживает местоположение маршрутки. Иногда пробки приходится объезжать, и я не хочу быть под постоянным присмотром. Такая слежка мне не нужна», — говорит водитель Валентин.