Права человека в современном мире – это не просто актуальная тема, это проблема. Человечество, прошедшее сквозь бойню двух мировых войн, множество кровавых локальных конфликтов, пережившее жестокие диктатуры, пришло к выводу, что не может быть мира и согласия на Земле без уважения к человеку, его правам, свободам и потребностям. Об этом в первые послевоенные годы было заявлено в документе, название которого свидетельствовало о внимании, которая отныне будет уделяться соблюдению прав человека мировым сообществом – Всеобщей декларации прав человека. День ее принятия Генеральной ассамблеей ООН, 10 декабря с тех пор отмечается как День прав человека.
С 2008 г. Украина присоединилась к этому празднику. Тогда соответствующим Указом Президента было начато ежегодное проведение Всеукраинской недели права, которая в нынешнем году отмечалась с 10 по 16 декабря. Учреждения исполнения наказаний Днепропетровской области не стояли в стороне от проведения данного мероприятия, поскольку соблюдению прав человека именно в местах лишения свободы в Украине почему-то уделяется наиболее пристальное внимание.
Независимо от места пребывания человека, в местах лишения свободы и вне таковых, понятие прав человека включает два аспекта. Первый означает, что человек имеет неотъемлемые и неотчуждаемые права только потому, что он человек. Это, в частности, моральные права, которые происходят из человеческой природы каждой личности, формируя и поддерживая в человеке чувство собственного достоинства. Второй аспект раскрывает юридическую сущность прав человека, определение которых содержится в законодательных документах, созданных в государстве и на международном уровне.
При реализации прав человека всегда возникает проблема государственного, прежде всего, юридического, т. е. закрепленного в законе или в другом государственном акте их обеспечения. Именно государство как единственный официальный представитель всего общества может и обязано «распределять» те или иные возможности, предоставленные членам общества. Деятельность государственных органов власти чрезвычайно важна для обеспечения гарантий прав человека: они осуществляют и защищают правовое просвещение, осуществляют экспертизу действующего законодательства на предмет его соответствия международным стандартам по правам человека, готовят образовательные программы для различных специальных и профессиональных групп и т. д.
На Государственную уголовно-исполнительную службу Украины возлагается задача по осуществлению единой государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Ст. 4 Закона Украины «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины» свидетельствует, что деятельность Службы проводится на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а их непредвиденное законодательством ограничение недопустимо и влечет ответственность по закону. Ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса Украины определяет, что осужденные пользуются всеми правами человека и гражданина, за исключением ограничений, определенных законами Украины и установленных приговором суда. Правовой же статус осужденных определяется, исходя из порядка и условий исполнения и отбывания конкретного вида наказания. Согласно ст. 50 Уголовного кодекса Украины, наказание есть мера государственного принуждения, которая заключается в ограничении прав и свобод осужденного, но не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Таким образом, попадая в места лишения или ограничения свободы, отбывая уголовное наказание, не связанное с лишением или ограничением свободы, человек сталкивается с санкционированным государством ущемлением своих прав, в котором, собственно, и заключается сущность уголовного наказания.
Сегодня в Украине проходит интенсивный процесс обеспечения прав человека согласно международным стандартам, что является проявлением высокой правовой культуры государства. Свое отражение данный процесс нашел и в Концепции государственной политики в сфере реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, утвержденной Президентом Украины 8 ноября текущего года. Среди проблемных вопросов ГУИС в Концепции называются несоответствие условий содержания осужденных и заключенных отечественным и международным нормам, административно-командные методы управления пенитенциарными учреждениями, неоправданные режимные ограничения. Концепция призвана определить приоритеты и пути реформирования Службы, в частности, на принципах законности, гуманизма и соблюдения прав человека и гражданина. Реализация положений Концепции будет осуществляться путем принятия новых законодательных актов и внесении изменений в акты, регулирующие вопросы деятельности ГУИС Украины и порядок исполнения наказаний.
В настоящее время в органах и учреждениях исполнения наказаний Днепропетровской области принимаются системные меры по обеспечению тех прав осужденных и заключенных, которые не требуют законодательного урегулирования и относятся к компетенции территориального управления.
Первейшим из определенных ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Украины прав осужденных является право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях исполнения и отбывания назначенного судом наказания. С этой целью в учреждениях исполнения наказаний организована надлежащая праворазъяснительная работа. Уже в первые дни пребывания в местах лишения свободы, согласно предусмотренным нормативными документами Службы программам, осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания. В зависимости от вида учреждения, в программу могут включаться вопросы, позволяющие осужденным в полной мере осознать свои права и обязанности. Для проведения занятий с вновь прибывшими осужденными привлекаются представители почти всех служб учреждения.
Праворазъяснительная работа с осужденными не прекращается на протяжении всего времени отбывания наказания. К этой работе активно привлекаются представители государственных, общественных и религиозных организаций, которые не только способствуют использованию разнообразных форм работы, но и активно участвуют в разработке и внедрении систем реабилитационных и коррекционных программ для осужденных, мер постпенитенциарной опеки и социального патронажа освобожденных из мест лишения или ограничения свободы. Сейчас с органами и учреждениями исполнения наказаний области сотрудничают Украинская Православная Церковь, 17 религиозных общин, центры занятости и наблюдательные комиссии при государственных администрациях 5 городов и 5 районов области, педагогические коллективы 10 общеобразовательных школ с вечерней и заочной формой обучения, 5 благотворительных фондов, 7 общественных организаций и пр.
Законодательство гарантирует осужденным гуманное обращение и уважение к их достоинству, присущему человеческой личности. В течение текущего года в интернете несколько раз появлялась информация об унижающем достоинство отношении к осужденным и даже пытках со стороны персонала, которые якобы имеют место в некоторых учреждениях исполнения наказаний области. В ходе проведенных сотрудниками Центрального аппарата Государственной пенитенциарной службы Украины и прокуратуры Днепропетровской области проверок эта информация своего подтверждения не нашла. И это является результатом не так называемой корпоративной солидарности, а следствием планомерной деятельности руководства территориального управления и учреждений области по соблюдению установленного нормативными документами Службы порядка взаимоотношений сотрудников и осужденных.
Основными принципами таких взаимоотношений является строгое соблюдение законности персоналом учреждений, сочетание высокой требовательности с внимательным отношением к каждому осужденному. То, что указанные принципы не остаются декларацией, а действительно соблюдаются в повседневной деятельности, подтверждается во время посещения учреждений членами Общественного совета при управлении, состоящего из представителей общественных и религиозных организаций, сотрудников средств массовой информации. Подобные посещения уже стали традиционными и всегда сопровождаются приемами осужденных по личным вопросам. Ни разу ни одним из осужденных вопросы ущемления человеческого достоинства или негуманного отношения во время этих приемов не поднимались.
Другим подтверждением факта неоспоримого соблюдения прав и свобод человека и гражданина в учреждениях исполнения наказаний области является то, что из более чем 5 тыс. обращений, направленных с начала года осужденными в наше управление, Государственную пенитенциарную службу Украины, уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, в суд, органы прокуратуры, государственной власти и местного самоуправления, в объединения граждан, ни одно не касалось нарушения их прав.
Право осужденных и заключенных на обращение также неуклонно реализуется в учреждениях области. С этой целью в каждом учреждении проводятся приемы осужденных и их родственников руководством учреждения и территориального управления, созданы условия для направления письменных обращений в порядке, установленном Законом Украины «Об обращениях граждан» и нормативными документами Службы. С начала года руководством органов и учреждений исполнения наказаний области рассмотрено почти 9,5 тыс. обращений. Тот факт, что количество рассмотренных обращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 20%, говорит о результативности разъяснительной работы, проводимой с осужденными и их родственниками. Об этом же свидетельствует и отсутствие повторных обращений.
Внимание, которое уделяется органами и учреждениями исполнения наказаний Днепропетровской работе с обращениями граждан, и полученные по итогам системной работы в данном направлении результаты не остаются незамеченными со стороны руководства Государственной пенитенциарной службы Украины – в текущем году Днепропетровское территориальное управление заняло III место во всеукраинском смотре-конкурсе на лучший орган, учреждение исполнения наказаний по организации работы с обращениями граждан.
Вопросу соблюдения права осужденных и заключенных на охрану здоровья также уделяется большое внимание. В учреждениях исполнения наказаний Днепропетровской области расположены 3 лечебных заведения. В первую очередь, это Софиевская исправительная колония №45 – уникальное для Украины заведение, единственное учреждение для отбывания наказания инвалидами I и II групп, в которое направляются осужденные со всей Украины. Также лечебные учреждения функционируют при Днепропетровском СИЗО и Днепропетровской исправительной колонии №89. В каждом учреждении области работает медико-санитарная часть.
Недавно Государственная пенитенциарная служба Украины выделила средства для приобретения нового медицинского оборудования, которому могут позавидовать даже лечебные учреждения Министерства здравоохранения: рентгенологические аппараты, дистилляторы, оборудование для стоматологических кабинетов, стол операционный, аппарат для искусственной вентиляции легких, дефибрилятор, электрокардиограф, монитор реанимационный хирургический, комплекс анестезиологический реанимационный, аппарат высокочастотный хирургический. Все это существенно улучшило качество диагностики и предоставления квалификационной медицинской помощи. Благодаря приобретению и использованию нового оборудования сократилось время для установления диагноза, улучшились условия для проведения оперативных вмешательств и послеоперационного ведения больных. Как следствие, смертность среди осужденных за 9 месяцев 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на треть.
В мае текущего года Министерством здравоохранения и Министерством юстиции Украины был подписан совместный приказ, регламентирующий порядок взаимодействия пенитенциарных учреждений и учреждений здравоохранения в вопросах предоставления последними медицинской помощи осужденным, которые в этом нуждаются. Принятие данного приказа в корне изменило существующую систему медицинского обеспечения осужденных и заключенных, поскольку право выбирать себе врача закреплено за осужденными Уголовно-исполнительным кодексом Украины еще в 2003 г., а приказ определил механизмы реализации этого права.
С принятием Уголовного процессуального кодекса Украины претерпел определенные изменения порядок реализации права осужденных на правовую помощь. Если раньше такую помощь могли предоставлять любые специалисты в области права, то теперь это право принадлежит исключительно адвокатам. По мнению руководства органов и учреждений исполнения наказаний, принятие данной нормы не должно негативно отразиться на способности осужденных защищать свои права, в связи с чем приобретает новое видение правовое воспитание осужденных.
Данное направление социально-воспитательной работы с осужденными предусматривает создание в учреждениях исполнения наказаний необходимых условий для получения осужденными правовых знаний и навыков в их применении, обеспечение доступа к источникам правовой информации. С этой целью с осужденными проводятся мероприятия правообразовательной и правовоспитательной тематики, праворазъяснительные и профилактические выступления, встречи с представителями органов суда, прокуратуры, юстиции. Кроме того, в учреждениях созданы условия для правового самообразования осужденных, в каждом отделении социально-психологической службы, библиотеках, общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях созданы уголки правовых знаний, осужденным свободно доступны законодательные документы, которые касаются прав и свобод граждан Украины, определяют порядок отбывания уголовного наказания.
Значительную помощь в реализации права осужденных на правовую помощь оказывает Главное управление юстиции в Днепропетровской области. Его представители, в соответствии с Планом совместных действий, который заключается несколько лет подряд, самостоятельно и совместно с членами общественного совета при управлении посещают учреждения и помогают осужденным в решении проблемных вопросов, не связанных с уголовным судопроизводством. Кроме того, управление является членом межведомственного координационного совета по вопросам правового образования населения при Днепропетровской областной государственной администрации. Это позволяет создавать надлежащие условия для реализации права осужденных на правовую помощь путем участия в региональной комплексной программе правового образования населения на 2011–2015 гг.
Реализация других предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Украины прав осужденных, таких как участвовать в трудовой деятельности, распоряжаться денежными средствами, вещами или предметами, осуществлять переписку и вести телефонные разговоры, встречаться с близкими и получать от них посылки и передачи и др., также находится под постоянным контролем руководства управления и подчиненных учреждений. С начала года сделано очень много для усовершенствования всех направлений производственно-хозяйственной и служебной деятельности пенитенциарных учреждений области.
Утвержденная Указом Президента Украины Концепция реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины определяет основные задачи, стоящие перед службой на период до 2017 г. Вместе с тем, нельзя утверждать, что отдельные задачи Концепции имеют приоритет над другими. На данный момент одинаково важно создание надлежащих условий как для несения службы персоналом, так и для содержания осужденных и заключенных, в кратчайшие сроки необходимо обеспечить как медицинское, так и психологическое их сопровождение, требуют постоянного улучшения как условия труда, так и обучение осужденных. Сегодня со всей уверенностью можно утверждать, что органы и учреждения исполнения наказаний во взаимодействии с местными органами власти и самоуправления, органами суда, правоохранительными органами, центрами занятости населения, органами социальной защиты, образования и здравоохранения, общественными и религиозными организациями способны выполнять задачи, поставленные перед ними государством.
Начальник управления ГПтС Украины в Днепропетровской области,
генерал-майор внутренней службы В. Н. Кузьменко