Прежде, чем коснуться правовых аспектов трансплантации, интерес к которой пробудился в обществе в течение последних недель, напомним, что в Уголовном кодексе Украины с момента его принятия в 2001 г. содержится ст. 143 «Нарушение установленного законом порядка трансплантации органов или тканей человека». В состав этого преступления, в частности, входят изъятие у человека органов или тканей путем обмана или принуждения, их изъятие у человека, находящегося в беспомощном состоянии, а также незаконная торговля органами либо тканями человека. Диапазон наказания – от штрафа 850 грн до 7 лет лишения свободы в зависимости от наличия отягчающих обстоятельств.
Только с разрешения родных
С 2007 г. подследственность ст. 143 УК перешла от прокуратуры к органам внутренних дел. Как сообщил начальник Управления расследования тяжких и особо тяжких преступлений Главного следственного управления МВД Украины Александр Вакуленко, начиная с этого момента, милицейскими следователями было расследовано 8 уголовных дел по этой статье. 6 из них были переданы в суд, по 5 были вынесены обвинительные приговоры, причем по 3 из них судьи освободили приговоренных от уголовной ответственности в связи с актом амнистии.
В диспозиции названной статьи не зря сказано об установленном законом порядке. В данное время эту сферу регулирует Закон Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человека», принятый парламентом 16 июля 1999 г. Согласно этому нормативному акту, сейчас в Украине, как и во многих других странах, в частности США, Великобритании, Австралии, действует принцип презумпции несогласия человека на использование его органов после смерти. Т. е. для того, чтобы пересадить какой-либо орган, необходимо разрешение, данное человеком еще при жизни либо родственниками после его смерти.
Однако специалисты в области медицины полагают, что этот закон уже не соответствует требованиям времени. Как сообщил главный трансплантолог Министерства здравоохранения Украины Александр Никоненко, после принятия этого закона в Украине на 60% уменьшилось количество операций этого профиля. В прошлом году их было 112, в т. ч. 14 трансплантаций печени, 1 – сердца, а основная масса приходится на пересадку почек. Причем доноры почек в большинстве своем – близкие родственники. Между тем, врачи оценивают цифру необходимых для страны операций в 2 тыс. в год. А ежегодны донорский резерв, по их подсчетам, составляет не менее 3 тыс.: в этот контингент входят люди, которые получают несовместимые с жизнью травмы головного мозга, а их органы можно использовать для спасения других людей.
Риски преувеличены?
В связи с поиском путей решения этой проблемы в недрах Министерства здравоохранения был разработан законопроект, который, в частности, предусматривал сменить презумпцию несогласия на презумпцию согласия, т. е. предлагал установить такой порядок, при котором для изъятия органов у погибшего, например, в автомобильной катастрофе человека не требовалось бы ни его согласия при жизни, ни согласия его родственников после смерти.
Этот проект еще даже не направлялся в Секретариат Верховной Рады, однако размещенная в интернете его электронная версия уже вызвала чрезвычайный резонанс в обществе. Дело в том, что быстрые на прогнозы журналисты уже успели предположить, что после принятия этого закона найдутся врачи, которые, преследуя корыстную цель завладения органами пациента, вместо того, чтобы лечить человека, наоборот, помогут ему отправиться на тот свет.
Однако подобные страхи и риски сильно преувеличены. Как заявил на одном из круглых столов директор Координационного центра трансплантации органов, тканей и клеток Министерства здравоохранения Руслан Селютин, этот документ, по сути, не законопроект, а своего рода концепция развития трансплантационной службы в Украине. Она была разработана группой специалистов, созданной приказом министерства, однако в законопроект пока еще не превратилась. Для этого нужно сначала вынести концепцию на обсуждение общественности, согласовать ее с представителями правоохранительных органов, а уже затем проработать этот проект с профильным Комитетом Верховной Рады, причем с обязательным привлечением средств массовой информации.
Трансплантация под контролем
Основные положения, которые выносятся на обсуждение – это создание единой координирующей службы, которая занималась бы всей деятельностью, связанной с трансплантацией, чтобы это была единая структура, а не так, как сейчас, когда отрасль разбросана по нескольким департаментам Министерства здравоохранения и некоторым государственным предприятиям. По мнению хирургов, все должно быть под единым контролем, что позволит существенно сократить расходы Госбюджета и решить многие насущные проблемы. Ведь в настоящее время нет даже четкой системы транспортировки материалов для трансплантации, а главное – отсутствует система контроля, которая в такой деликатной сфере должна иметь огромное значение. По мнению инициаторов реформы, последняя должна основываться на том, что в Государственной службе трансплантации будет функционировать наблюдательный совет, в котором должны быть сотрудники правоохранительных органов, представители религиозных, общественных и благотворительных организаций. Ведь эта деятельность, связанная с очень тонкими духовными и социальными материями, должна быть открытой, прозрачной, чтобы никогда больше не возникали инциденты, связанные с печально известной «черной трансплантацией».
Трансплантация в настоящее время является локомотивом развития всей медицинской отрасли в Украине. Это и фармакология, и новые шовные материалы, и новые хирургические способы и методы, и мн. др. Нет в настоящее время отрасли в медицине, которая развивалась бы так динамично, как трансплантация. Поэтому если мы сейчас загубим этот потенциал, то, к сожалению, родина трансплантации, коей является Украина, может стать и ее могильщиком.
Прежде, чем коснуться правовых аспектов трансплантации, интерес к которой пробудился в обществе в течение последних недель, напомним, что в Уголовном кодексе Украины с момента его принятия в 2001 г. содержится ст. 143 «Нарушение установленного законом порядка трансплантации органов или тканей человека». В состав этого преступления, в частности, входят изъятие у человека органов или тканей путем обмана или принуждения, их изъятие у человека, находящегося в беспомощном состоянии, а также незаконная торговля органами либо тканями человека. Диапазон наказания – от штрафа 850 грн до 7 лет лишения свободы в зависимости от наличия отягчающих обстоятельств.
Только с разрешения родных
С 2007 г. подследственность ст. 143 УК перешла от прокуратуры к органам внутренних дел. Как сообщил начальник Управления расследования тяжких и особо тяжких преступлений Главного следственного управления МВД Украины Александр Вакуленко, начиная с этого момента, милицейскими следователями было расследовано 8 уголовных дел по этой статье. 6 из них были переданы в суд, по 5 были вынесены обвинительные приговоры, причем по 3 из них судьи освободили приговоренных от уголовной ответственности в связи с актом амнистии.
В диспозиции названной статьи не зря сказано об установленном законом порядке. В данное время эту сферу регулирует Закон Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человека», принятый парламентом 16 июля 1999 г. Согласно этому нормативному акту, сейчас в Украине, как и во многих других странах, в частности США, Великобритании, Австралии, действует принцип презумпции несогласия человека на использование его органов после смерти. Т. е. для того, чтобы пересадить какой-либо орган, необходимо разрешение, данное человеком еще при жизни либо родственниками после его смерти.
Однако специалисты в области медицины полагают, что этот закон уже не соответствует требованиям времени. Как сообщил главный трансплантолог Министерства здравоохранения Украины Александр Никоненко, после принятия этого закона в Украине на 60% уменьшилось количество операций этого профиля. В прошлом году их было 112, в т. ч. 14 трансплантаций печени, 1 – сердца, а основная масса приходится на пересадку почек. Причем доноры почек в большинстве своем – близкие родственники. Между тем, врачи оценивают цифру необходимых для страны операций в 2 тыс. в год. А ежегодны донорский резерв, по их подсчетам, составляет не менее 3 тыс.: в этот контингент входят люди, которые получают несовместимые с жизнью травмы головного мозга, а их органы можно использовать для спасения других людей.
Риски преувеличены?
В связи с поиском путей решения этой проблемы в недрах Министерства здравоохранения был разработан законопроект, который, в частности, предусматривал сменить презумпцию несогласия на презумпцию согласия, т. е. предлагал установить такой порядок, при котором для изъятия органов у погибшего, например, в автомобильной катастрофе человека не требовалось бы ни его согласия при жизни, ни согласия его родственников после смерти.
Этот проект еще даже не направлялся в Секретариат Верховной Рады, однако размещенная в интернете его электронная версия уже вызвала чрезвычайный резонанс в обществе. Дело в том, что быстрые на прогнозы журналисты уже успели предположить, что после принятия этого закона найдутся врачи, которые, преследуя корыстную цель завладения органами пациента, вместо того, чтобы лечить человека, наоборот, помогут ему отправиться на тот свет.
Однако подобные страхи и риски сильно преувеличены. Как заявил на одном из круглых столов директор Координационного центра трансплантации органов, тканей и клеток Министерства здравоохранения Руслан Селютин, этот документ, по сути, не законопроект, а своего рода концепция развития трансплантационной службы в Украине. Она была разработана группой специалистов, созданной приказом министерства, однако в законопроект пока еще не превратилась. Для этого нужно сначала вынести концепцию на обсуждение общественности, согласовать ее с представителями правоохранительных органов, а уже затем проработать этот проект с профильным Комитетом Верховной Рады, причем с обязательным привлечением средств массовой информации.
Трансплантация под контролем
Основные положения, которые выносятся на обсуждение – это создание единой координирующей службы, которая занималась бы всей деятельностью, связанной с трансплантацией, чтобы это была единая структура, а не так, как сейчас, когда отрасль разбросана по нескольким департаментам Министерства здравоохранения и некоторым государственным предприятиям. По мнению хирургов, все должно быть под единым контролем, что позволит существенно сократить расходы Госбюджета и решить многие насущные проблемы. Ведь в настоящее время нет даже четкой системы транспортировки материалов для трансплантации, а главное – отсутствует система контроля, которая в такой деликатной сфере должна иметь огромное значение. По мнению инициаторов реформы, последняя должна основываться на том, что в Государственной службе трансплантации будет функционировать наблюдательный совет, в котором должны быть сотрудники правоохранительных органов, представители религиозных, общественных и благотворительных организаций. Ведь эта деятельность, связанная с очень тонкими духовными и социальными материями, должна быть открытой, прозрачной, чтобы никогда больше не возникали инциденты, связанные с печально известной «черной трансплантацией».
Трансплантация в настоящее время является локомотивом развития всей медицинской отрасли в Украине. Это и фармакология, и новые шовные материалы, и новые хирургические способы и методы, и мн. др. Нет в настоящее время отрасли в медицине, которая развивалась бы так динамично, как трансплантация. Поэтому если мы сейчас загубим этот потенциал, то, к сожалению, родина трансплантации, коей является Украина, может стать и ее могильщиком.
Комментарии
Юрий Поляченко, директор Института хирургии и трансплантологии Академии медицинских наук Украины им. А. А. Шалимова:
– Если поработать в правовом поле, привлечь членов неправительственных общественных организаций, религиозных конфессий, ассоциаций пациентов и врачей, можно достичь компромисса. К сожалению, динамика ситуации в стране в области трансплантологии крайне негативна. Подтверждением тому является патовая ситуация, которая сложилась с помощью больным, которым необходима трансплантация. Таких низких показателей еще не было, даже 20 лет назад, до принятия этого закона. Страна, которая впервые в мире осуществила трансплантацию, страна, которая сегодня может запускать космические корабли, должна делать трансплантации на уровне мировых стандартов.
Татьяна Бахтеева, председатель комитета Верховной Рады по вопросам охраны здоровья:
– Это очень актуальная и важная тема с учетом тяжелого демографического кризиса в Украине. Украинцы живут на 12–14 лет меньше, чем в развитых европейских странах, мы потеряли за годы независимости 7 млн жителей. Мы не должны забывать о том, что для большого количества наших соотечественников трансплантация является шансом на спасение жизни. Современная медицина уже давно применяет трансплантацию органов, и она очень удачно проводится. Трансплантация и почек, и печени, и поджелудочной железы, и сердца – все это позволяет увеличить продолжительность жизни на несколько десятков лет.