Среди последствий либерализации таможенного контроля – предоставление таможенникам права в течение 3 лет проверять документы по внешнеэкономическим операциям. У некоторых представителей бизнес-среды это вызывает опасения, ведь теперь таможенники смогут бесконечно проверять бизнес, а на предмет чего, ТКУ прямо не определяет
Три месяца назад Украина начала жить по новому Таможенному кодексу. Как отечественные, так и международные эксперты, в частности, МВФ, посольства ведущих государств – торговых партнеров Украины, международные бизнес-ассоциации отмечают, что таможенная реформа считается одной из самых успешных в Украине за последнее время. Первые результаты реализации положений обновленного Таможенного кодекса 4 сентября с. г. обсудили эксперты на заседании круглого стола «Госбюджет и новый Таможенный кодекс: как увеличить поступления в казну и не допустить роста цен на импортные товары?»
Плюс 995 млн грн в бюджет
По данным начальника отдела администрирования таможенных платежей Министерства финансов Алексея Лышенко, доходы Госбюджета в январе-августе 2012 г. составили 220,6 млрд грн, т. е. 99,2% плана на 8 месяцев. Государственная таможенная служба (далее – ГТС) в январе-августе выполнила план на 98,7% (83,1 млрд грн), тогда как Государственная налоговая служба – на 100,3%. По сравнению с аналогичным периодом 2011 г. доходы ГТС в Госбюджет возросли на 15,8%, т. е. на 11,3 млрд грн.
По словам чиновника, причиной недовыполнения плана стал недостаточный уровень прироста налогооблагаемого импорта. С января по май импорт, с которого взимался таможенный сбор или НДС, вырос на 16,7%, а в июне-августе, по предварительным данным – лишь на 12%. Вместе с тем, после вступления в силу нового Таможенного кодекса Украины (далее – ТКУ) наблюдается увеличение таможенной нагрузки на 1 грн контрактной стоимости товаров, с которых взимаются таможенные платежи. К примеру, если в январе-мае такая нагрузка составляла 26,4 коп., то в июне-августе она возросла до 27,3 коп. За счет роста налоговой нагрузки в бюджет дополнительно поступило 995 млн грн.
Проверок стало меньше
Как отметил глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник, благодаря внедрению более эффективной системы управления рисками, которая заложена в ТКУ, наблюдается снижение уровня проверок на таможне почти в три раза. Если раньше проверкам подвергалось 19% товарооборота, который приходит через таможню, то сейчас – лишь 7%. По словам эксперта, такой процент соответствует европейским нормам.
Кроме того, в новом Таможенном кодексе установлено, что груз на таможне должен оформляться не дольше 4 часов, и в последние 3 месяца грузы в режиме импорта оформляются в среднем за 1,5 часа, в режиме экспорта – всего за 40 минут. Значительно расширена сфера применения информационных технологий: по данным ГТС, в августе с. г. с их применением было оформлено 19% всех товаров, что в 5 раз больше, чем до введения нового ТКУ. К тому же, компании получили возможность оформлять грузы на любом таможенном посту, а не только по месту регистрации, благодаря чему существенно сократилось количество досмотров и очередей в пунктах таможенного оформления.
Практика дает сбои
Однако представители бизнеса отмечают, что в применении норм ТКУ на практике есть много спорных моментов. Так, сопредседатель таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации Денис Шендрик подчеркивает, что за 3 месяца действия ТКУ кардинальных улучшений не произошло. Прежде всего, эксперта смущает недовыполнение таможенной службой плана по пополнению бюджета – есть основания опасаться, что это может стать причиной изменения ситуации с внедрением позитивных норм ТКУ, причем не в лучшую сторону.
Эти опасения частично развеял один из авторов этого документа, Виталий Хомутынник: «Я лично буду против внесения изменений, которые позволили бы таможне в «ручном» режиме устанавливать таможенную стоимость товаров. Сокращение поступления платежей в период введения новых правил является временным. Понятно, если ранее таможня часто применяла собственные методы определения таможенной стоимости, игнорируя стоимость контрактную, она могла направлять в казну больше денег. Сейчас же процедуры определения таможенной стоимости четко прописаны».
«Приведу в пример применение таможенных режимов, – продолжил Д. Шендрик. – Новый ТКУ расширил возможности ввоза товаров в режиме таможенного склада. Но есть примеры, когда таможенники на местах не разрешают перепродажу товара с таможенного склада на экспорт без его оформления в Украине. Это противоречит новому ТКУ, который предполагает расширение логистической составляющей, что дало бы украинским предприятиям возможность развивать свой потенциал, продавая, к примеру, товары, привезенные из Китая, сразу в страны СГН». Аналогичная ситуация и с переработкой продукции. Согласно ранее действовавшему законодательству, перерабатывать можно было исключительно продукцию нерезидентов, т. е. украинские предприятия могли зарабатывать только на услугах по переработке. Сегодня ТКУ дает им возможность закупать сырье, перерабатывать его и продавать за рубеж. Но таможня относится к таким операциям очень негативно, поскольку для нее это неудобно и невыгодно.
По мнению игроков рынка, таких «точечных» примеров неодинаковой трактовки положений Таможенного кодекса можно привести немало. И поскольку ГТС должна поддерживать предпринимателей, предоставляя им возможность в полной мере пользоваться преимуществами нового ТКУ, очевидно, она могла бы подготовить обобщение практики применения его норм.
Достаточно болезненным является и вопрос с валютным контролем. Эксперты отмечают, что его механизм настолько устарел, что не отвечает сегодняшним реалиям. В частности, он не дает в полную силу развиваться электронному декларированию, ведь устаревшие нормы валютного регулирования не позволяют предоставлять документы в электронном виде – их все еще необходимо самостоятельно доставлять в банки. Кроме того, он очень замедляет работу в режимах переработки, свободной таможенной зоны, таможенного склада.
Три года на проверки
Закономерным последствием либерализации таможенного контроля стало усиление пост-аудита. В частности, таможенным органам предоставлена возможность в течение 3 лет проверять документы по осуществленным внешнеэкономическим операциям. Представители бизнеса опасаются, что это станет причиной новых злоупотреблений со стороны таможенников, ведь теперь они смогут бесконечно проверять бизнес, а на предмет чего, ТКУ прямо не определяет.
Впрочем, эксперты отмечают, что пост-аудиты – явление неновое. Таможенная служба занимается подобными проверками достаточно давно, поскольку они предусмотрены Киотсткой конвенцией (международно-правовой акт, регулирующий практически все таможенные вопросы – корр.), и такой аудит рассматривается, как упрощение международной торговли. Он ничего не усложняет, поскольку таможня не создает препятствий для бизнеса и не оказывает финансовое давление на него. Но если таможенное оформление упростилось, то очевидно, что таможенные органы должны иметь возможность проверить, скажем, в полной ли мере уплачены все налоги и сборы, уже после того, как товар выпущен в обращение. Поэтому функция пост-аудита в таможенной службе должна и будет усиливаться, и бизнесу надо к этому готовиться – в частности, приводить в соответствие с законодательством внутренние процедуры таможенного оформления и уплаты налогов.
200 человек на всю систему
Как признал начальник управления администрирования таможенных платежей ГТС Украины Виталий Зварич, часто приходится слышать, что с принятием нового ТКУ таможня приобрела какие-то новые права относительно пост-аудита. На самом деле ГТС только поменяла приоритеты с тем, чтобы сократить время таможенного оформления. «У нас как было право на осуществление проверочной деятельности, так оно и остается. Но теперь мы пытаемся за счет пост-аудита сократить время непосредственно таможенного оформления, простаивания товаров на границе. Пост-аудит – это направление документов для проверки их аутентичности, проверка системы отчетности предприятий на предмет декларации, в т. ч. всех составляющих таможенной стоимости и т. д.», – заверил чиновник. Он также отметил, что на сегодняшний день есть инициатива руководства ГТС расширить этот департамент. Сейчас пост-аудитом занимается около 200 человек по всей таможенной системе Украины. «Это очень немного, и пост-аудит мы используем во избежание определенных рисков, – пояснил В. Зварич. – Если мы видим, что по некоторым товарам есть риск неуплаты пошлин, мы делаем соответствующий анализ и даем поручение на проведение проверки. Но опасаться какой-то тотальной проверочной деятельности никаких оснований нет».
Ключевые нововведения
1. Предоставление субъектам внешнеэкономической деятельности возможности проходить таможенный контроль на любой таможне (сокращает время и логистические расходы).
2. Сокращение срока прохождения таможенного контроля с 24 до 4 часов.
3. Сокращение перечня документов, необходимых для таможенного оформления – нужны лишь таможенная декларация, счет или другой документ, который определяет стоимость товара, а также, в случае необходимости, декларация таможенной стоимости.
4. До конца года до 50% таможенных деклараций будут оформляться в электронном виде (в настоящее время – около 15%)