5 июля Верховная Рада приняла законопроект № 10497-1 "О занятости населения". В случае его подписания Президентом Украины он вступит в силу 1 января 2013 г.
В Кабмине уверены, что его реализация будет способствовать улучшению ситуации на рынке труда, стимулировать работодателей к созданию рабочих мест, улучшит инвестиционный климат в государстве. По заверению вице-премьера - министра социальной политики Сергея Тигипко, документ является одним из лучших в Европе, согласно мнению экспертов Международной организации труда.
Однако специалисты отмечают, что предложенных мер явно недостаточно для того, чтобы вызвать у бизнеса желание повально создавать рабочие места, так как в целом фискальная нагрузка на фонд оплаты труда по-прежнему остается высокой.
Напомним, что с целью стимулирования занятости населения и законопроектом предлагается, в частности, ввести следующие механизмы:
• Работодателю, который будет трудоустраивать на новые рабочие места молодежь на первое рабочее место, людей в возрасте от 50 лет и других из числа неконкурентоспособных граждан на рынке труда сроком не менее чем на два года будут компенсироваться расходы, связанные с уплатой единого социального взноса без ограничения в размере заработной платы в течение первого года;
• Работодатель, который реализует инфраструктурные проекты за средства государственного и местных бюджетов будет привлекать к таким работам безработных, а эффективность реализации инфраструктурных проектов будет определяться через показатель по созданию новых рабочих мест;
• Работодатель, который в течение года обеспечивал создание рабочих мест и обеспечивал выплату заработной платы в размере не ниже 3 минимальных заработных плат в следующем году имеет право на уменьшение размера единого социального взноса;
• Стимулирование местной власти к улучшению инвестиционного климата в регионе, создание новых рабочих мест путем внесения изменений в Бюджетный кодекс Украины в части увеличения норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, который зачисляется в доходы бюджетов сел, поселков, городов районного значения с 25% до 100%.
• Для стимулирования самозанятости населения, их предпринимательской инициативы Государственная служба занятости бесплатно будет обеспечивать организацию консультаций по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности;
• Субъект малого предпринимательства, который создает новые рабочие места и трудоустраивает на них безработных сроком не менее чем на два года, в течение первого года получит ежемесячную компенсацию в размере минимального страхового взноса.
• Для студентов дневной формы обучения вузов и ПТУ будет введена стажировка с открытием трудовой книжки;
• Молодым работникам, которые согласились работать в сельской местности будут предоставляться «стартовые выплаты» в размере пяти минимальных заработных плат;
• Лица в возрасте от 45 лет (страховой стаж более 15 лет) имеют право на одноразовое получение "ваучера" на профессиональное обучение;
• Профессиональное обучение безработных будет осуществляться на заказ работодателя под конкретное рабочее место или для самозанятости лица;
• Введение обучения безработных интегрированным рабочим профессиям;
• Внедрение механизма подтверждения профессиональной квалификации, полученной путем неформального обучения.
• Запрет кадровым и рекрутинговым агентствам взимать плату за услуги по трудоустройству с граждан (только с компаний-работодателей). Также запрещается гендерная, возрастная и другая дискриминация при публикации вакансий.
Несоответствия действующему законодательству
В то же время в законопроекте есть ряд противоречий и нарушений действующего законодательства, на которые указывало как Главное экспертно-научное управление, так и Главное юридическое управление парламента в своих замечаниях к документу.
В частности, ст. 20 и 21 законопроекта проекта определен новый центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, его полномочия и порядок их осуществления. Таким образом, был изменен правовой статус Государственной службы занятости, которая выполняет функции исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного соцстрахования на случай безработицы. Госнадзор в сфере страхования на случай безработицы теперь будет осуществлять центральный орган исполнительной власти в сфере социальной политики (Минсоцполитики). Такие положения не согласованы с предписанием пункта 15 части первой статьи 106 Конституции Украины, согласно которому создание, реорганизация и ликвидация министерств и других центральных органов исполнительной власти относится к полномочиям Президента Украины.
Частью третьей статьи 24 проекта также предусмотрена компенсация 50 процентов суммы начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование работодателю, который в течение 12 календарных месяцев обеспечивал создание новых рабочих мест и трудоустраивал на них работников с выплатой заработной платы в размере не менее трех минимальных заработных плат. Такая компенсация осуществляется за счет средств госбюджета, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Украины. Специалисты же отмечали, что трудоустроенными на новые рабочие места должны быть безработные, а средства из госбюджета должны иметь целевое назначение на такую компенсацию, чтобы избежать разбалансировки бюджетов Пенсионного фонда и других фондов общеобязательного государственного социального страхования. К тому же, компенсационные выплаты существенно меньше дотаций на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, существующих до этого, размер которых на сегодня формируют фактические затраты на основную и дополнительную заработную плату.
Статьей 47 проекта также определены условия предоставления помощи по частичной безработице. При этом нарушены требования части третьей статьи 22 Конституции Украины, поскольку, в частности, увеличены по сравнению с положениями статьи 24 действующего Закона Украины «О занятости населения» продолжительность периода приостановления (сокращения) производства (с одного месяца до трех) и процент сокращения рабочего времени
В законопроекте отменено выплату помощи по безработице в размере прожиточного минимума лицам, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, работали меньше 26 календарных недель, лицам, которые желают восстановить трудовую деятельность после длительного (более 6 месяцев) перерыва, а также застрахованным лицам, уволенным с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины, и передано право устанавливать минимальный размер такой помощи Кабинету Министров Украины. Главное экспертно-научное управление парламента в связи с этим указывало, что такой подход снижает правовой уровень гарантий прав застрахованных лиц, поскольку перевод полномочий по установлению размеров пособия по безработице на уровне подзаконного регулирования позволит легитимно изменять (уменьшать) их объем, формально не нарушая конституционные предписания.
Статьей 53 проекта также устанавливается ответственность за нарушение законодательства о занятости населения. Вместе с тем статья не содержит положений относительно порядка наложения установленных санкций, сроков привлечения к ответственности, порядка обжалования решений о наложении взыскания и т.д.