Верховная Рада Украины в ходе пленарного заседания приняла во втором чтении и в целом как закон проект закона № 8736 от 1 июля 2011 г. инициированный народным депутатом от ПР Сергеем Киваловым о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно совершенствования отдельных положений административного судопроизводства). За принятие соответствующего законопроекта проголосовали 267 народных депутатов, сообщает РБК-Украина. Текст законопроекта опубликован на сайте ВР.
Предлагается внести изменения в Кодекс административного судопроизводства, а также дополнить его новыми положениями относительно усовершенствования процедуры рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства.
В частности, предполагается расширить предметную подсудность местных общих судов как административных судов, уточнить территориальную юрисдикцию окружного административного суда города Киева и Высшего административного суда по делам с несколькими связанными между собой требованиями. Законопроект содержит и положения о передаче административного дела в другой суд в случае ликвидации административного суда, сокращение сроков вручения судебной повестки, установления срока обращения в административный суд субъекта властных полномочий и т.д.
Проектом закона предлагается также внести изменения в закон "Об обращениях граждан", предусмотрев, что его действие не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, определенных законами "О судоустройстве и статусе судей", "О доступе к судебным решениям" и Кодексом административного судопроизводства , поскольку указанные нормативные акты устанавливают специфический порядок рассмотрения таких обращений.
Так, административные дела рассматриваются и разрешаются в окружном административном суде и в местном общем суде как административном суде коллегией в составе трех судей также по инициативе судьи в случае их особой сложности.
Для обращения в административный суд субъекта властных полномочий устанавливается шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня возникновения оснований, дающих субъекту властных полномочий право на предъявление предусмотренных законом требований. Настоящим Кодексом и другими законами могут также устанавливаться иные сроки для обращения в административный суд субъекта властных полномочий.
Кодекс дополнен также статьей 145 - 1 о хранении вещественных доказательств. Установлено, что вещественные доказательства до вступления судебного решения в законную силу хранятся в деле или по отдельной описи сдаются в камеру хранения вещественных доказательств суда. Вещественные доказательства, которые не могут быть доставлены в суд, хранятся по их местонахождению по определению суда. При этом они должны быть подробно описаны и опечатаны, а в случае необходимости сфотографированы. Суд принимает меры для обеспечения хранения вещественных доказательств в неизменном состоянии.
Если в ходе судебного разбирательства дела суд установит, что производство по делу открыто по исковому заявлению, поданному с пропусканием установленного законом срока обращения в административный суд, или изложен в постановлении об открытии производства по делу вывод суда о признании причин пропуска срока обращения в административный суд уважительными был преждевременным, и суд не найдет других оснований для признания причин пропуска срока обращения в административный суд уважительными, исковое заявление остается без рассмотрения.
Законопроект направлен на повышение эффективности административного судопроизводства, уточнения и совершенствования процедур и отдельных аспектов рассмотрения административных дел, введение более качественного и оперативного административного судопроизводства.