Порой парадные столичных домов больше напоминают новогоднюю елку, разукрашенную цветными объявлениями и листовками, не говоря уж о всевозможных надписях, содержание которых оставляет желать лучшего. Как бороться с такими «произведениями рекламного творчества»? Как оказалось, местные власти в преддверии Евро-2012 стали уделять повышенное внимание подобным художествам. Понятно, что за всеми домами чиновники не уследят, и здесь им на помощь могут прийти жильцы «разукрашенного» подъезда.
За расклейку объявлений в неустановленных местах законодательством Украины предусматривается административная ответственность. Речь идет о ст. 152 КУоАП «Нарушение государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов, правил благоустройства территорий населенных пунктов». Санкция этой статьи для нарушителей – обычных граждан, разместивших, скажем объявление типа «сниму» или «продам», устанавливает штраф в размере от 20 до 80 НМДГ (340 – 1360 грн). Для граждан – субъектов предпринимательской деятельности и должностных лиц штраф за рекламу их продукта или услуги несколько выше – от 50 до 100 НМДГ (850 – 1700 грн).
В свое время Киевгорсовет принял решение, которым утвердил «Правила благоустройства территории по обеспечению чистоты и порядка в г. Киеве» (приложение к решению Киевгорсовета от 14 июля 1998 г. №94). Так вот, гражданам и ответственным должностным лицам предприятий, учреждений, организаций запрещено (п. 6.9) «наклеивать объявления и информационно-агитационные плакаты, листовки и прочее в не определенных специально для этого местах».
Разумеется, возникает вопрос, кто должен выявлять и наказывать «художников». Согласно Правилам благоустройства Киева, утвержденным решением Киевгорсовета от 25 декабря 2008 г. №1051/1051 (далее – Правила), эти вопросы отнесены к ведению должностных лиц контролирующих органов, в частности, Главного управления по контролю благоустройства города. Работники управления проводят проверки с целью обнаружения рекламных и частных объявлений, размещенных в неустановленных местах. Причем выявленные рекламы фотографируются и служат впоследствии доказательством в рамках возбужденного административного дела. И если сотрудники управления до вашего жилища до сих пор не добрались, можно направить в их адрес заявление (в произвольной форме) с просьбой осуществить проверку по указанному адресу. Конечно, предпочтительнее будет направить коллективное письмо, подписанное жильцами парадного, приложив к нему фото «разукрашенного» подъезда.
Управление, получив сообщение, по телефону, указанному в объявлении, связывается с нарушителем, предлагая ему явиться для беседы. Кстати, в случае, когда личность правонарушителя не установлена, в протоколе делается соответствующая запись, а лицо, выявившее нарушение, осуществляет мероприятия для установления личности правонарушителя путем направления запросов в правоохранительные органы. Следует полагать, что и при отказе от явки по приглашению управления его сотрудники могут обратиться за помощью все к тем же правоохранителям. Иногда комиссия может «зайти в гости» к правонарушителю по адресу, указанному в рекламе или объявлении, и уже там, по месту, составить соответствующий протокол.
В таком протоколе указываются дата и место его составления, должность и ФИО лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя, место, время и сущность административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за такое правонарушение, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они есть, пояснения самого правонарушителя, иные данные, необходимые для решения дела. Кстати, если правонарушением причинен материальный вред, это также указывается в протоколе. Затем он подписывается лицом, его составившим, и правонарушителем. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан и ими. На случай отказа «мастера рекламы» Правилами предусмотрена соответствующая запись в протоколе – дескать, от подписи отказался. При этом правонарушитель может дать свои объяснения и замечания по содержанию протокола (они прилагаются к протоколу), а также изложить мотивы своего отказа от подписания документа.
После составления протокола он в 5-дневный срок направляется на рассмотрение в Киевскую городскую административную комиссию или в местные административные комиссии по месту проживания нарушителя. Дело о правонарушении рассматривается админкомиссией в 15-дневный срок со дня получения протокола, причем на заседание комиссии приглашается и сам нарушитель. Уже по результатам рассмотрения дела комиссия выносит постановление. Если она приняла решение о возмещении нарушителем материального вреда балансодержателю объекта благоустройства, определила размер, порядок и сроки возмещения, правонарушитель обязан исполнить требования постановления в 15-дневный срок со дня вручения копии постановления.