В прошлый четверг, 6 октября на подпись Президенту Украины был отправлен весьма одиозный Закон «О документах, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины» (принятый парламентом 23 сентября 2011 г.; далее – Закон). Этим Законом будут урегулированы правоотношения, связанные с установлением единой формы и порядка изготовления, выдачи, обмена, продления срока действия, пересылки, изъятия (в частности, временного возврата государству), признания недействительными и уничтожения документов, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус (далее – документы). Как сказано в преамбуле Закона, он направлен на гарантирование реализации прав граждан на свободу передвижения и свободный выбор места жительства в Украине. Несмотря на столь благородные цели, вероятность ветирования Закона достаточно велика – уж больно неоднозначные мнения высказываются на его счет. Эта статья посвящена анализу принятого Закона, а также основных аргументов его противников.
Цель принятия Закона
Прежде, чем начать анализ Закона, стоит разобраться, зачем вообще понадобилось его принятие. В пояснительной записке к законопроекту №8507, на основе которого был принят Закон, говорится, что 22 ноября 2010 г. в Брюсселе был одобрен План действий по либерализации ЕС визового режима для Украины. 22 апреля 2011 г. Президентом Украины был утвержден Национальный план по выполнению одобренного в Брюсселе документа (Указ №494/2011). Этим планом предусматривается внедрение в Украине документов для выезда за границу с электронным носителем биометрической информации, согласно стандартам Международной организации гражданской авиации (ІCАО), с обеспечением на надлежащем уровне защиты персональных данных.
Заметьте, ни о чем, кроме документов для выезда за границу, в Национальном плане речь не идет. Но украинские власти пошли по другому пути.
В Законе предусматривается наличие электронного носителя биометрической информации о лице практически во всех документах, удостоверяющих личность и ее специальный статус, а также подтверждающих украинское гражданство.
Иными словами, прикрывшись благородной целью либерализации визового режима с ЕС, власти решили внедрить электронные носители информации почти во все документы.
Новые документы
Все документы, предусмотренные Законом, разделены на две группы: удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Украины и удостоверяющие личность и ее специальный статус (ст. 8 Закона). К первой относятся: 1) паспортная карточка, которую обязаны получить все граждане Украины, независимо от возраста (ст. 12); 2) паспорт гражданина Украины для выезда за границу; 3) диппаспорт Украины (ст. 14); 4) служебный паспорт (оформляется госслужащим, выезжающим за границу в служебную командировку); 5) удостоверение личности моряка и удостоверение члена экипажа; 6) удостоверение лица на возвращение в Украину, которое выдается гражданам Украины в случае утери документов, дающих право на выезд и въезд в Украину, и удостоверяет личность во время пребывания за ее пределами (ст. 18); 7) временное удостоверение гражданина Украины, которое выдается лицам старше 16 лет, которые обрели гражданство Украины и приняли на себя обязательство в течение двух лет прекратить иностранное гражданство (ст. 19).
К документам, удостоверяющим личность и ее специальный статус, отнесены: 1) социальное удостоверение, подтверждающее факт предоставления лицу социальных льгот, услуг и иных соцгарантий (ст. 20); 2) удостоверение застрахованного лица, подтверждающее право на получение услуг материального обеспечения по общеобязательному госстрахованию (ст. 21); 3) пенсионное удостоверение; 4) удостоверение лица с инвалидностью; 5) удостоверение водителя; 6) удостоверение лица без гражданства для выезда за границу; 7) вид на постоянное и вид на временное проживание; 8) карточка мигранта; 9) удостоверение беженца и удостоверение беженца для выезда за границу; 10) разрешение на трудоустройство.
Стоит отметить, что все указанные документы будут изготавливаться в разных формах. Так, паспортная карточка, социальное удостоверение, удостоверение застрахованного лица, пенсионное удостоверение, удостоверение лица с инвалидностью, удостоверение водителя, разрешение на трудоустройство, удостоверение члена экипажа будут иметь вид пластиковой карточки. Удостоверение на возвращение в Украину будет изготавливаться в форме буклета, а остальные будут иметь форму книжечки. Однако, независимо от формы, во всех указанных выше документах (за исключением удостоверения на возвращение в Украину) будет встроенный бесконтактный электронный носитель информации. Собственно, его наличие и вызвало общественный резонанс.
Что такое электронный чип?
Бесконтактный электронный носитель информации, который должен быть встроен в документы согласно принятому Закону, судя по всему, будет представлять собой чип, содержащий информацию о владельце документа, а в некоторых случаях и его биометрические данные. Отметим, что текст Закона не содержит определения этого носителя. Круг информации о лице для каждого типа документов четко определен, а вот относительно биометрических данных такой ясности нет. Лишь в ст. 20 Закона, посвященной социальным удостоверениям, указано, что на бесконтактный электронный носитель должны быть внесены биометрические данные владельца. Определение исчерпывающего перечня этих биометрических данных отнесено к полномочиям Кабмина.
К обязательной информации, содержащейся на бесконтактных электронных носителях, относятся сведения о государстве, названии документа, типе документа, коде государства, номере документа, имени лица, его гражданстве, дате рождения, порядковом номере записи в Государственной информационной системе регистрационного учета физлиц и их документирования, половой принадлежности, месте рождения, дате выдачи документа и органе, его выдавшем, дате окончания срока действия документа, оцифрованное изображение лица (или фото) и его подпись (для документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство). Остальные сведения зависят от типа документа.
Что касается биометрических данных, нужно сказать, что Закон определяет их как совокупность данных о лице, собранных на основе фиксации его параметров, имеющих достаточную стабильность и существенно отличающихся от аналогичных параметров других лиц. В этом смысле к биометрическим данным Закон относит оцифрованную подпись и изображение лица. Кроме того, речь идет и об иных биометрических данных, объем которых должен установить Кабмин.
Особенности вступления в действие
Несмотря на то, что Закон вступает в силу на следующий день после официального опубликования, согласно его Переходным положениям, необходимости срочно менять документы не возникает.
Все документы, выданные до вступления в силу Закона, будут использоваться до окончания срока их действия и не подлежат обязательной замене. Однако водительские удостоверения необходимо обменять до 1 января 2014 г.
Паспорта существующего сейчас образца будут продолжать выдаваться до 1 января 2012 г. Паспортные карточки в обязательном порядке необходимо будет получить всем гражданам, рожденным после 31 декабря 2011 г. За выдачу паспортной карточки впервые плата не взимается. Оформление, обмен и продление срока действия диппаспорта, служебного паспорта, социального, пенсионного удостоверений, удостоверения лица с инвалидностью также осуществляется бесплатно (ст. 6 Закона).
Вместо заключения
Итак, принятым Законом вводятся в обращение новые документы, удостоверяющие личность, подтверждающие гражданство и специальный статус лица. Фактически, речь идет о глубокой реформе документирования населения Украины. Пока трудно предположить, подпишет ли Закон Глава государства или наложит на него вето и внесет свои предложения, ведь даже со стороны Минюста в адрес Закона идет вполне обоснованная критика. Однако нужно понимать, что так или иначе реформа документирования населения состоится и, скорее всего, коснется каждого.