Отныне любой человек сможет создать свое предприятие, не выходя из дома. Для этого необходим лишь доступ к сети Интернет
Не так давно директор Мирового банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Мартин Райзер сообщил, что Украина занимает 145 место в мире по простоте ведения бизнеса (всего в рейтинге участвует 181 страна). Не правда ли, показательно? Причем в этом рейтинге нас обошла даже Беларусь со всеми ее экономическими трудностями. Речь идет об оценке вопросов налогообложения, защиты инвесторов, о вопросах открытия и закрытия бизнеса и т. д. Но Украина пытается исправить сложившуюся ситуацию.
И вот 12 сентября 2011 г. вступил в силу приказ Минюста от 19.08.2010 №2010/5 «Об утверждении Порядка представления и оборота электронных документов государственному регистратору» (далее – Порядок). Этим Порядком установлены общие принципы представления электронных документов для проведения государственной регистрации юридических и физических лиц-предпринимателей с использованием телекоммуникационных сетей общего пользования и оборота этих документов.
А как у них?
Вопросы электронной регистрации начала ведения бизнеса за рубежом решаются уже давно и успешно. Более того, некоторые страны пошли по пути создания так называемых электронных правительств. При этом личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано за счет использования информационных технологий.
Под электронным правительством понимают IТ-способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, различным госорганам и их чиновникам.
По сути, это система электронного документооборота в государственном управлении, основанная на автоматизации всех управленческих процессов в масштабах страны. Она позволяет существенно повысить эффективность государственного управления и снизить издержки социальных коммуникаций для каждого члена общества.
В 2000 г. начали реализацию подобной программы США. Проект FirstGov объединил 20 тыс. сайтов госорганов различных уровней. А к 2005 г. был создан единый сайт, через который жители всей страны могут при помощи Интернет обращаться как в федеральные органы, так и органы управления штатов и городов. В это же время в Великобритании начала реализовываться программа E-citizen, e-business, e-government («Электронный гражданин, электронный бизнес, электронное правительство»). Она предусматривает использование разнообразных средств телекоммуникаций (Интернет, мобильной связи, цифрового телевидения, различных call-центров) для предоставления всех видов электронных государственных услуг. В частности, через Интернет можно получать справки и документы, направлять жалобы и заявления, заполнять налоговую отчетность и получать ответную реакцию в режиме on-line.
Более того, в эпоху глобализации появилась необходимость создания электронных правительств на уровне крупных межгосударственных образований. Например, в евросоюзе разработан план действий на 2011–2015 гг. по формированию единого для ЕС электронного правительства. Этот план определяет приоритетные области по формированию для граждан европы открытой и гибкой системы персонифицированных услуг электронного правительства на местном, региональном, национальном и общеевропейском уровнях.
Что такое уникальный идентификатор
Как видим, весь мир стремится к перенесению отношений между государством и обществом в виртуальное пространство. Причем это касается практически всех сфер государственно-социального взаимодействия. Украине, конечно, пока до этого далеко, однако определенные шаги, пускай точечные, в этом направлении уже делаются. К таковым можно отнести, например, использование электронной цифровой подписи, ряд норм Налогового кодекса, позволяющих подавать налоговую отчетность в электронном виде, появление у налогоплательщиков возможности с начала следующего года получать налоговые консультации в электронном виде (п. 52.3 ст. 52 НК). Кроме того, в Украине действует ЗУ «Об электронных документах и электронном документообороте».
Рассматриваемый Порядок также направлен на переведение отношений между государством и бизнесом в русло информационных технологий. Отметим, что ранее соответствующие изменения были внесены в Закон «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». А самим Порядком, как уже говорилось, установлены общие принципы подачи документов для госрегистрации, а также освещены вопросы документооборота при проведении госрегистрации таким способом.
В связи с этим установлен специальный понятийный аппарат. В частности, интересен новый термин: уникальный идентификатор. По сути, это специальный код, при помощи которого заявитель может на веб-сайте специально уполномоченного органа по вопросам регистрации (на сегодняшний день это Государственная регистрационная служба) знакомиться с информацией о состоянии рассмотрения поданных документов, а также получать документы, направленные ему госрегистратором. Этот код высылается заявителю госрегистратором после принятия документов к рассмотрению.
Следует обратить внимание, что документы могут подаваться как лично заявителем, так и через нотариуса. В связи с этим внесены соответствующие изменения в Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденную приказом Минюста от 03.03.2004 №20/5. Никаких иных указаний на то, кем могут быть поданы документы, Порядок не содержит. Однако институт представительства (гл. 17 ГК Украины) никто не отменял, поэтому можно предположить, что если лицо представляет интересы другого лица по доверенности, подача им документов госрегистратору не будет являться препятствием для их принятия и рассмотрения.
Подача документов должна осуществляться по правилам, установленным Порядком.
Регистрационная карточка заполняется при помощи специальной программы для формирования и подачи документов. Эта программа размещена на веб-сайте Государственной регистрационной службы.
Документы на бумажных носителях должны быть отсканированы по правилам, установленным Порядком (черно-белое изображение, 150х150 точек на дюйм, глубина цвета – 4 бит, формат – компрессированный многостраничный TIFF). Подаются они при помощи той же программы. При этом они должны быть удостоверены электронной цифровой подписью (за исключением документа, удостоверяющего полномочия уполномоченного лица). Если документы подаются нотариусом, то именно он должен заверить их своей электронной цифровой подписью.
Все файлы при помощи указанной программы формируются в zip-архив, в который также должна быть включена опись документов (в нее, кроме того, могут включаться иные сведения, например, реквизиты заказного письма, которым госрегистратору отсылался экземпляр учредительных документов для проставления отметки о госрегистрации). Эта опись формируется автоматически указанной программой.
Сформированный в zip архив направляется госрегистратору через веб-сайт. После этого он проходит форматно-логический контроль на наличие всех необходимых документов. Если такой контроль успешно пройден, заявителю автоматически направляется уведомление, а поданные документы поступают госрегистратору. Если же выявлены какие-либо нарушения требований Порядка, заявителю отсылается соответствующее уведомление, а файлы дальнейшей обработке не подлежат.
Тем же Порядком установлено, что госрегистраторы обязаны проверять поступление документов для госрегистрации не реже двух раз в день. При открытии электронных документов заявителю автоматически высылается уведомление об их получении госрегистратором. Дальше государственная регистрация осуществляется согласно процедуре, установленной Законом «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Электронные документы рассматриваются в порядке очередности их поступления.
Особенности документооборота
Вся переписка (уведомления о получении документов госрегистратором, об оставлении их без рассмотрения, об отказе в проведении госрегистрации) осуществляется в электронном виде. При этом уведомления об оставлении документов без рассмотрения или об отказе в госрегистрации должны быть заверены электронной цифровой подписью госрегистратора.
Выписка из Единого госреестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей направляется заявителю в виде электронного документа, а также на бумажном носителе заказным письмом.
Экземпляр оригинала учредительных документов с отметкой госрегистратора о проведении госрегистрации отправляется заявителю заказным письмом после проведения госрегистрации, но не позднее следующего рабочего дня после получения от заявителя экземпляра оригинала учредительных документов.
Характеризуя Порядок в целом, нужно отметить, что он направлен на реализацию положений Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» относительно электронной регистрации и представляет собой описание процедуры электронной госрегистрации бизнеса. Как видим, полностью отойти от бумажных документов пока не удалось. Впрочем, в реалиях сегодняшнего времени это и невозможно – очень уж мы далеки от полного перехода к интерактивному общению с государством. Тем не менее, введение установленных Порядком правил электронной регистрации способно существенно облегчить жизнь отечественным бизнесменам, а в ряде случаев и защитить их от несанкционированного вмешательства в их дела третьих лиц.