Приоритетом государственной политики в области семьи останется улучшение демографического положения в стране. Об этом свидетельствует законопроект №8703 «О вспомогательном материнстве», зарегистрированный в ВР 17 июня. Актуальность закона связана с неоднозначностью существующих норм и отсутствием судебной практики урегулирования соответствующей деятельности. В результате возникает множество вопросов, связанных со вспомогательным материнством, ответов на которые просто нет или они могут быть истолкованы двояко.
Конечно, проблему законодательной регламентации суррогатного материнства в Украине нельзя назвать такой уж острой, но она есть. Научная дискуссия тоже существует. Светила медицинского права обеспокоены этической стороной, а законодатели – механикой многоаспектного и неоднозначного, надо сказать, вопроса. Ни для кого не секрет, что материнский инстинкт – штука непредсказуемая. У кого-то он проявляется до зачатия и выражается в спонтанном решении завести ребенка, принятом при виде соседских шалопаев. А кто-то рожает ребенка для тех, кто принял такое решение, и лишь после этого понимает, что не сможет расстаться с крикливым непоседой ни за какие сокровища мира. И тем, и другим, в конечном счете, нужен закон, который не просто будет регулировать правовой режим вспомогательного материнства, но и заставит граждан задуматься о возможных последствиях принимаемых ими решений.
По мнению авторов законопроекта, их детище будет способствовать распространению практики договорного регулирования семейно-родственных отношений, в результате чего общество шаг за шагом морально адаптируется к таким отношениям. В то же время, законодателей беспокоит, что семейно-родственные отношения приобретают новые формы, растет количество неполных семей, многие женщины и мужчины стремятся воспитывать детей самостоятельно.
Беден – значит, бездетен?
Законопроект призван обеспечить четкое и понятное регулирование всех аспектов, связанных с рождением вспомогательной матерью ребенка, независимо от того, кто из родителей или сколько родителей будут его воспитывать. В частности, ч. 3 ст. 7 содержит перечень лиц, которые могут прибегнуть к вспомогательному материнству. Это супруги, в семье которых женщина не может иметь детей по медицинским показаниям; женщина и мужчина, которые не находятся в браке; одинокие женщина или мужчина. Однако к услугам суррогатной матери не смогут прибегнуть лица, лишенные родительских прав, если эти права не были восстановлены, а также лица, интересы которых противоречат интересам ребенка, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности, находящиеся на учете или лечении в психоневрологическом или наркологическом диспансере, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем. Примечательно, что наряду с маргиналами, в услугах суррогатных матерей отказано и гражданам, находящимся за чертой бедности.
Так как, по мнению авторов, законопроект не должен ограничивать украинских граждан в возможности приобщиться к современным достижениям репродуктивной медицины, требования к участникам процесса не отличаются особыми изысками. Так, одинокий мужчина может стать отцом при наличии социальных показаний (вменяемость, достойный доход) и замороженного генетического материала жены в случае ее смерти. Женщина, которая по медицинским показаниям не может выносить ребенка, но имеет желание стать матерью и социальные показания к материнству, при наличии замороженного генетического материала супруга в случае его смерти также может воспользоваться услугами вспомогательной матери.
Оплата услуг – не ниже 30600 грн
Законопроект предусматривает материальное обеспечение программ вспомогательного материнства за счет государства. Согласно ст. 16 законопроекта, так называемое государственное вспомогательное материнство может осуществляться на базе как государственных, так и частных медицинских учреждений. При этом размеры расходов государства на проведение соответствующих программ в частных клиниках и государственных учреждениях здравоохранения не могут отличаться. Кроме того, государственная программа вспомогательного материнства предполагает денежное вознаграждение для вспомогательных матерей-участниц. Размер гонорара такой матери устанавливается Кабинетом министров Украины и должен быть выше 1800 необлагаемых минимумов (30 600 грн). Размер гонорара вспомогательной матери при ее участии в программе частного вспомогательного материнства определяется ею лично и закрепляется соответствующим нотариально удостоверенным соглашением между заказчиком и исполнительницей. При этом вспомогательная мать может обратиться в Департамент материнства, детства и санаторного лечения Министерства здравоохранения Украины для получения обязательной социальной помощи, которую государство устанавливает и выплачивает суррогатной матери при рождении ребенка в рамках соответствующей государственной программы.
Согласие мужа на то, чтобы его жена стала вспомогательной матерью, не дает ему права на долю гонорара и государственной социальной помощи. Исключение из этого правила составляют случаи, когда договор вспомогательного материнства составлен в интересах семьи (оплата обучения, приобретение недвижимости), и при этом муж способствовал благополучному выполнению его условий (вел хозяйство, воспитывал детей), что подтверждается женой. В то же время, согласно ст. 24 законопроекта, мужчина не обязан участвовать в вызванном суррогатной беременностью увеличении расходов супруги.
Расходы на лечение, питание, смену места жительства (в случае необходимости), диспансерное наблюдение беременной вспомогательной матери несут генетические родители (заказчики) или женщина (мужчина), которые инициировали и обеспечивают проведение программы вспомогательного материнства. Если речь идет о государственной программе, соответствующие расходы покрывает государство. Примечательно, что период выполнения вспомогательной матерью функций, возложенных на нее программой вспомогательного материнства, засчитывается в ее трудовой стаж.
Право на половую неприкосновенность
Помимо материальной поддержки, государство также гарантирует вспомогательным матерям право на половую неприкосновенность во время беременности. Принуждение мужем или сожителем суррогатной матери к половой связи является нарушением права женщины на личную неприкосновенность и может иметь негативные последствия для нарушителя. При этом беременная суррогатная мать пользуется неприкосновенностью независимо от обязательных медицинских противопоказаний. Такое прекращение половых отношений рассматривается законодателем как право жены на личную неприкосновенность ради благополучия семьи. Хотя при желании и при отсутствии врачебных запретов беременная суррогатная мать может вступать в половые отношения, но обязательно с использованием презерватива.
Резюме
Нельзя не отметить, что решая, в принципе, все процессуальные моменты, законопроект не сможет дать ответы на вопросы морально-этического плана. В частности, следует максимально четко определить порядок дальнейших взаимоотношений суррогатной матери с ребенком: должно ли привлечение вспомогательной матери оставаться секретом для ребенка, может ли суррогатная мать быть назначена опекуном ребенка в случае смерти родителей за неимением других кандидатур и т. п. На сегодняшний день законодатель в сфере суррогатного материнства находится в той ситуации, когда найденные ответы лишь порождают новые вопросы. Тем временем законопроект «О вспомогательном материнстве» ждет обсуждения в профильном комитете и голосования.