Несмотря на стремление Украины стать государством, отвечающим всем принципам европейских стандартов, пережитки советского прошлого еще имеют место быть. Одним из таких рудиментов на сегодняшний день является институт прописки, вернее, регистрации по месту жительства. Никто не будет спорить, что без регистрации гражданин лишается ряда прав, гарантированных Основным законом страны. Попробуйте получить медицинское обслуживание, отправить ребенка в детсад или школу, оформить пенсию, получить льготу, не имея заветного штампа «паспорт зарегистрирован…».
Небольшой исторический экскурс
Так что же это такое – регистрация? Многие помнят, что этот термин пришел на смену схожему понятию «прописка». Не далее как в 2001 г. КСУ вынес решение о том, что институт прописки противоречит основополагающим конституционным правам граждан, гарантирующим свободу передвижения и выбора места жительства.
Поэтому с формальной точки зрения слово «прописка» ушло в историю, дав начало новой юридической конструкции «регистрация по месту жительства». Причем основным отличием этих терминов с точки зрения права является порядок выбора места жительства. Иными словами, при прописке существовал разрешительный порядок места жительства, теперь же регистрация по месту жительства предусматривает более простую процедуру – уведомительную: гражданин уведомляет компетентные органы о своем месте проживания, а последние регистрируют заявленное место жительства. В остальном же (основания, последствия) все осталось без изменений.
Порядок регистрации места жительства
Согласно Закону «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства» (далее — Закон), каждый гражданин имеет право на выбор административно-территориальной единицы, на территории которой он желает проживать или пребывать.
Да, кстати, в свободе выбора места жительства ограничиваются лица, не достигшие 16-летнего возраста. Местом проживания называется административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком свыше 6 месяцев в году, а под местом пребывания понимается административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает менее шести месяцев в году. При этом место проживания, как и место пребывания, подлежат регистрации – внесению в паспортный документ сведений о месте жительства или месте пребывания с указанием адреса жилья гражданина и внесению этих данных в регистрационный учет соответствующего органа специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам регистрации (проще – паспортная служба или ЖЭК).
Собственно, для получения регистрации места жительства гражданину необходимо явиться в паспортную службу, имея при себе необходимые документы (см. Инфосправку) и подать заявление (форма утверждена КМУ). Кстати, откладывать общение с сотрудниками паспортной службы нежелательно. Дело в том, что, согласно ст. 6 Закона, гражданин после прибытия на новое место жительства обязан зарегистрировать место проживания в течение 10 дней с даты, указанной в талоне о снятии с регистрации по предыдущему месту жительства. А если в установленный срок уложиться не получилось, придется заплатить штраф от 1 до 3 НМДГ (17–54 грн).
Что касается регистрации места пребывания, то на практике она осуществляется крайне редко, тем более, что Закон не обязывает каждого выехавшего за пределы «прописки» регистрировать свое новое местонахождение. Разве что, если этого требуют рабочие вопросы или вопросы личного характера лица, временно выехавшего за пределы своего места жительства. Тем не менее, согласно ст. 8 Закона, регистрация места пребывания осуществляется по заявлению лица, которое обязано подать его в течение 7 дней после прибытия на место пребывания.
При регистрации места пребывания информация об этом сообщается в орган регистрации по месту жительства лица. Очевидно, может возникнуть вопрос, нужно ли сниматься с регистрации по месту жительства, чтобы зарегистрироваться по месту пребывания. К сожалению, Закон четкого ответа не содержит, хотя некоторые нормы свидетельствуют о том, что регистрация по месту жительства не изменяется при регистрации места пребывания. Кроме того, не требует каких-либо доказательств утверждение, что место жительства у гражданина может быть только одно, а вот места пребывания – разные.
Тонкости регистрации
Увы, несовершенства законодательства «аукается» на практике. Речь идет о противоречиях, содержащихся в самом Законе. Так, ст. 6 установлен исключительный перечень документов для постановки на регистрацию по месту жительства, а единственным основанием для регистрации места жительства служит заявление обратившегося лица.
В то же время положения статьи указывают: «Образцы заявления и иных документов, необходимых для регистрации места жительства лица, утверждаются КМУ». Иными словами, исключительный перечень документов может быть дополнен (вопреки основам права) и иными документами. Заглянув в Постановление КМУ от 28 июля 2004 г. №985 «Об утверждении образцов документов, необходимых для регистрации места жительства в Украине», находим следующее. Оборотная сторона заявления о регистрации места жительства содержит основания для регистрации места жительства заявителя по указанному адресу, которые подтверждаются ордером, свидетельством о праве собственности, договором найма (поднайма, аренды) или иными документами.
При отсутствии таких документов, определенных как основание для регистрации, необходимо согласие собственника жилья или уполномоченных органов, нанимателя и членов его семьи (их личное присутствие с паспортами обязательно).
Очевидно, что для получения регистрации по месту жительства следует обзавестись жилой площадью, на которой вы будете «прописаны». Как следует из упомянутого Постановления, основанием для регистрации может стать приобретение квартиры в результате покупки, строительства, приватизации. Если такой возможности нет, для получения регистрации можно заключить с собственником жилого помещения договор найма (аренды) – разумеется, в требуемой законодательством форме. Такой договор также станет основанием для регистрации места жительства.
Кстати, согласно ст. 161 ЖК УССР, наниматель вправе вселить в занятое им жилое помещение в доме (квартире), принадлежащей гражданину на праве частной собственности, своих жену, детей, родителей, а также иных лиц по письменному согласию собственника дома (квартиры) и всех членов семьи, проживающих с нанимателем. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей такого согласия не требуется. Небольшое пояснение: вселить – означает зарегистрировать, предоставив право пользования жилым помещением в рамках, оговоренных в договоре между собственником жилья и нанимателем.
ри необходимости регистрации места пребывания (а таковая может потребоваться, к примеру, для сдачи экзамена в ГАИ при обучении в автошколе, расположенной в другой административно-территориальной единице) процедура регистрации довольно проста. В паспортный стол нужно явиться с владельцем (собственником) жилого помещения, в котором вы собираетесь зарегистрироваться. С собой следует принести свой паспорт и паспорт собственника квартиры (приложив копии); документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение; квитанцию об оплате госпошлины; заявление собственника квартиры о его желании зарегистрировать ваше место пребывания.
Наконец, хотелось бы отметить, что сегодня уже высказываются предложения об отмене института регистрации вообще – дескать, только так можно создать условия для полной реализации гражданами своих конституционных прав. Но, к сожалению, пока это лишь теория. Ведь основной смысл регистрации граждан – это не только аналитика миграционных процессов внутри страны, но и учет граждан для целевого распределения бюджетных средств на социальные, медицинские нужды населения, проживающего в конкретной административно-территориальной единице.