Второй сенат Конституционного Суда Украины 5 октября на открытой части пленарного заседания в форме письменного производства рассмотрел дело по конституционной жалобе Диденко Ольги Петровны о соответствии Конституции Украины положений части третьей статьи 142 Закона Украины „О судоустройстве и статусе судей“ от 2 июня 2 VIII с изменениями (далее – Закон № 1402).
«Как отметил судья-докладчик Игорь Слиденко, заявитель обратилась в Конституционный Суд Украины с ходатайством проверить на соответствие частям первой, второй статьи 8, статьи 21, части третьей статьи 22, частям первой, второй статьи 24, части первой статьи 126, статьи 151- 2, части второй статьи 152 Конституции оспариваемые предписания Закона.
Согласно части третьей статьи 142 Закона № 1402 ежемесячное пожизненное денежное содержание выплачивается судье в отставке в размере 50 процентов судейского вознаграждения судье, работающему на соответствующей должности; за каждый полный год работы в должности судьи более 20 лет размер ежемесячного пожизненного денежного содержания увеличивается на два процента денежного содержания судьи.
По мнению Диденко А.П., оспариваемые положения Закона № 1402 о порядке исчисления ежемесячного пожизненного денежного содержания „по своей сути существенно нарушают законодательно определенные до этого гарантии независимости судьи“, то есть соответствующие гарантии, установленные Законом Украины „О судоустройстве и статусе судей“ от 7 июля 2010 года № 2453-VI с изменениями (Закон № 2453), в частности, "сужают уровень материального обеспечения и социальной защиты судьи в отставке".
Субъект права на конституционную жалобу отмечает, что „уменьшение органом законодательной власти при принятии нового Закона № 1402 размера ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи в отставке при стаже работы в должности судьи 20 лет с 80 до 50 процентов судейского вознаграждения судьи, работающего на соответствующей должности и отмены условия выплаты ежемесячного пожизненного денежного содержания – без ограничения предельного размера, существенно снижает уже достигнутое мной как по состоянию на 30 сентября 2016 года (время потери в силу предыдущего Закона № 2453), так и по состоянию на 18 февраля 2020 года (признание неконституционности пункта 25 раздела XII "Заключительные и переходные положения" Закона № 1402) уровень материального обеспечения судьи в отставке.
Поэтому, по ее убеждению, это посягательство на гарантии независимости судьи, составляющей которых является надлежащий уровень материального обеспечения, в том числе судьи в отставке, и предпосылкой влияния как на судью, так и на судебную власть в целом, поскольку противоречит конституционному требованию неуклонного обеспечения независимого правосудия (часть первая статьи 126 Конституции Украины)“.
Судья-докладчик сообщил, что в материалах дела есть заключение Правового департамента Секретариата Суда по данной конституционной жалобе. Также в производстве Второго сената есть подобные дела, в которых имеются соответствующие заключения от государственных и научных учреждений, учреждений высшего образования по вопросам, затронутым в конституционных жалобах.
После исследования материалов дела на открытой части пленарного заседания Суд перешел в закрытую часть для принятия решения.
Посмотреть открытую часть пленарного заседания можно на официальном веб-сайте Суда по ссылке», — говорится в пресс-службе КСУ.
Ранее мы писали, что Конституционный Суд отчитался о работе в сентябре.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.