При всем неоднозначном отношении к судебной реформе как таковой, многие судьи признают, что концепция развития Национальной школы судей Украины включает в себя лучшее из того, что накопила в себе международная практика. Поэтому, с прицелом на будущее, проследим, какие еще новации были бы нелишними в образовательной системе правосудия.
К примеру, во Франции наполнение судейского корпуса осуществляется несколькими способами. В их число входит назначение на судейские должности выпускников Национальной школы магистратов (судей или прокуроров). Для сравнения, в Украине предполагается обучение судей и прокуроров отдельно. Это свидетельствует как минимум о разном историческом опыте и подходе к пониманию должности судьи и прокурора. Заметьте, что в тех государствах, где эти должности как бы стоят рядом, находятся в одной плоскости, присуще более мягкое и доверительное отношение к судебной и правоохранительной системе.
В свою очередь в ФРГ профессиональная способность будущих судей определяется путем сдачи двух экзаменов. Однако, чтобы сдавать эти экзамены, необходимо соответствовать определенным требованиям. Для сдачи первого экзамена, нужно изучить право в университете в течение, как минимум, трех с половиной лет. В Украине необходимо учиться минимум 5 лет, чтобы получить базовое высшее образование. Между первым и вторым экзаменами в ФРГ кандидат обязан пройти стажировку, или как ее еще называют подготовительную службу. Срок такой службы составляет 2 года и более. Но вот качественно эти два года существенно отличаются от нашей системы. Дело в том, что на протяжении этого времени кандидату необходимо «отработать»: в суде (по гражданским делам) или в прокуратуре; в органе управления; у адвоката; в ином ведомстве (по выбору стажера); при законодательных учреждениях; при одном из специальных судов (административном, финансовом, социальном или трудовом); при хозяйственном предприятии, при иностранном или межгосударственном учреждении. Стажировка в каждом из указанных мест продолжается не менее трех месяцев.
Наиболее интересной из действующих моделей, включающих в себя требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи можно считать австрийскую. В Австрии среди прочих требований, например, о высшем юридическом образовании, существует требование о специальном судейском образовании под руководством судей-наставников. Данный образовательный процесс в себя включает изучение таких дисциплин, как: криминология, криминалистика, судебная медицина и судебная психиатрия, психология, техника дорожного движения, обработка данных, правовая социология. Экономические науки, такие как теория экономики предприятий, счета предприятий, бухгалтерия. Однако практика в судах или прокуратуре не является единственно необходимой. Достаточно часто применяется и даже приветствуется практика при других службах (например, это может быть работа в Министерстве юстиции, в органах исполнения наказания).
Смело можно сказать, что будет замечательно, если украинская судебно-образовательная система применит подобный опыт.