Украина успела найти выход из достаточно непростой ситуации с выполнением пилотного решения Европейского суда по права человека по делу «Юрий Иванов против Украины» аккурат к «часу икс». 14 января КМУ внес в парламент законопроект «О гарантиях государства относительно выполнения решений суда», что послужило аргументом при обращении Украины к ЕСПЧ с просьбой отсрочить дату предоставления отчета на год – до 15 января 2012 г. К какому итоговому мнению придет Евросуд – неизвестно, однако сам законопроект представляет собой собрание достаточно революционных положений.
Нельзя не отметить несколько деталей, которые красной нитью пронизывают весь законопроект. Так, практически из всех статей законов, которые подлежат изменению, устанавливающих социальные льготы, исчезают конкретные цифры и определения. Для примера: в ЗУ «О милиции» (ст. 22 «Социальная защита работников милиции») формулировка нормы, где речь идет о «50% скидке» при оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива, меняется на такую, где сказано уже о просто соответствующей скидке, которая предоставляется «в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины». Аналогичные изменения должны коснуться и ЗУ «О прокуратуре», а также законов «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине». Примечательно, что законопроект отдает львиную долю вопросов относительно установления конкретных размеров льгот и каких-либо конкретных цифр именно на откуп правительству. Далее возникает вопрос, насколько быстро Кабмин примет такие нормативные акты и, главное, кто будет отвечать за их содержание? Не станет ли этот закон поводом напомнить Кабмину о невозможности сужения существующих гарантий, например, путем обращения соответствующих субъектов в КСУ?
Как отметила в данном случае Правительственный уполномоченный по делам ЕСПЧ Валерия Лутковская, «сложно сразу сказать, станут соцльготы меньше или больше, однако я бы хотела обратить внимание на причины, по которым мы пошли на такие шаги. Во-первых, на сегодня законов, которые гарантируют социальные льготы достаточно много. Мы же в данном случае касались только дополнительных выплат. Т.е. мы не касались заработных плат, пенсий и т.д., а лишь тех положений, в которых идет речь о дополнительных льготах. Кроме того, откровенно говоря, Украина находится в достаточно тяжелом экономическом состоянии. Даже с исполнительным листом, в котором указано, что вам должны выплатить 500 грн., если они не были профинансированы, получить их практически невозможно. Вероятно, сегодня лучше выплатить гражданину 400 грн., чем обещать 500 – и не выплатить их никогда. По крайне мере, можно рассчитывать на то, что с экономическим ростом государства будут увеличиваться и суммы, установленные подзаконными актами».
Следует сказать, что многие юристы давно разделяют мнение, что следует вовсе отменить законы, которые не могут быть выполнены. Немало сказано и о том, что должны понести ответственность те, с чьей подачи принимались такие законы. Вопрос в том, кто компенсирует те моральные и материальные затраты, которые понесли граждане и суды, споря на предмет установленных государством гарантий, на практике являющихся профанацией.
И все же, как пояснила г-жа Лутковская, законопроект содержит массу положительных аспектов. Так, устраняются законодательные преграды для выполнения решений национальных судов, как-то: отменяется с 1 января 2012 г. мораторий на принудительную реализацию имущества госпредприятий, предприятий ТЭК. Механизм гарантирования выполнения решений судов состоит в том, что решения, по которым ответчиком выступает государство, государственный орган, должны исполняться автоматически путем направления исполнительного листа и реквизитов взыскателя непосредственно в Госказначейство. Таким образом, гражданину не нужно будет обращаться в ГИС – судебное решение выполняется казначейством путем списания средств со счетов должника. Предусмотрена и компенсация – если с момента обращения лица пройдет более 3-х месяцев, она может составить 0,3% годовых.
Кроме того, законопроектом предполагается процедура погашения задолженности, которая существует на сегодня. Так, по подсчетам Минтруда по состоянию на декабрь 2010 г. такая задолженность по соцвыплатам составляет около 160 млрд грн. Сумма достаточно большая, поэтому планируется, что ГИС проанализирует исполнительные листы и решения судов, после чего обратится к КМУ, который утвердит порядок ее реструктуризации.