О проблемах рекламы алкоголя и сигарет в сети Интернет

15:14, 21 января 2011
В украинском обществе сложилось стойкое убеждение, что Интернет находится вне какой-либо юрисдикции и...
О проблемах рекламы алкоголя и сигарет в сети Интернет
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В украинском обществе сложилось стойкое убеждение, что Интернет находится вне какой-либо юрисдикции и государственных границ, в связи с чем к нему нельзя применить право той или иной страны. И действительно, такая позиция выгодна как рекламным компаниям, так и простым пользователям Сети. Первые используют Интернет-ресурсы для рекламы запрещенного товара, например, алкоголя и табака, а вторые и вовсе выкладывают в Интернете видео и фото материалы, за распространение которых на телевидении или в печатных СМИ можно поплатиться свободой.

И, тем не менее, определенные ограничения в этой сфере существуют. Итак, попытаемся ответить на вопросы: чем регулируется реклама в Сети? Законна ли реклама алкоголя, табака и прочих ограниченных в обороте объектов в Интернете? И как обстоят дела с Интернет-рекламой у наших соседей?

Общие запреты для рекламной деятельности

Начнем с того, что ст. 8 Закона Украина «О рекламе» устанавливает определенные ограничения и запреты в рекламной деятельности. Так, например, нельзя вообще распространять информацию относительно товаров, производство, оборот или ввоз на таможенную территорию Украины которых запрещен законом. К таким товарам относятся, например, определенные сильнодействующие наркотические препараты.

Нельзя использовать средства и технологии, которые действуют на подсознание потребителей рекламы, к которым, например, относится использование метода «25 кадр». В Интернете, кстати, подобный метод используется довольно часто. Вспомните, разве вам не встречалась реклама типа «Кликните на картинку и Вы бросите курить»? Также нельзя рекламировать товары, которые подлежат обязательной сертификации или производство или реализация которых требует наличия специального разрешения, лицензии, в случае отсутствия соответствующего сертификата, разрешения, лицензии. То есть рекламная компания не имеет право размещать рекламу алкоголя, не потребовав предварительно лицензию на его производство либо оборот у заказчика.

Запрещено распространять рекламу (включая анонсы кино- и телефильмов), которая содержит элементы жестокости, насилия, порнографии, цинизма, унижения человеческой чести и достоинства. Анонсы фильмов, которые имеют ограничение относительно зрительской аудитории, размещаются лишь во время, отведенное для показа таких фильмов.

Необходимо отметить, что это далеко не все запреты, установленные Законом «О рекламе». И хотя в самом Законе не содержится ни слова об Интернете, в первом разделе закона, определяющем Общие положении, есть ряд моментов, которые относятся и к рекламе online. В частности ст. 1 определяет понятие рекламы как информацию о личности или товаре, распространяемую в любой форме и любым способом, предназначенную сформировать или поддержать информированность потребителей рекламы и их интересе касательно личности или товара. Таким образом, подобная информация в сети тоже считается рекламой, а поэтому косвенно закон касается и этого сегмента рынка.

Что касается рекламы алкоголя и табака, то следует отметить, что, согласно ст. 22 Закона «О рекламе», реклама алкогольных напитков на радио и телевидении запрещается с 6.00 до 23.00, реклама сигарет вообще запрещена на радио и ТВ. Также запрещена реклама этих изделий на первых и последних страницах газет, на обложках журналов и других изданий, во всех изданиях для детей и юношества, на страницах для детей и юношества всех печатных изданий; во всех печатных СМИ; средствами внутренней и внешней рекламы; на транспорте; с помощью мероприятий рекламного характера (кроме специальных выставочных мероприятий табачных изделий).

Как видите, ни слова о запрете рекламы в Сети в Законе нет. В связи с этим табачные и алкогольные компании активно используют Интернет-пространство для рекламы своей продукции. Причем эти компании идут не только из Украины. В России, например, реклама алкогольных изделий в Интернете запрещена. Поэтому российские компании договариваются с украинскими сайтами, которые размещают рекламу, но ее могут видеть только пользователи сети из России.

Правила 40 градусов

Стоит отметить, что даже при рекламировании алкоголя и табака в тех случаях, когда это возможно, действуют определенные запреты. Так, нельзя в рекламе сигарет и алкоголя использовать в качестве моделей несовершеннолетних лиц. Реклама не должна содержать изображения процесса курения табачных изделий или потребления алкогольных напитков.

Реклама не должна формировать мысль, что курение или употребление алкоголя имеет лечебные качества или что они являются стимулирующими или успокоительными средствами, является важным фактором достижения успеха в спортивной, социальной, сексуальной или других областях жизни; создавать впечатления, что употребление алкогольных напитков или курение табачных изделий будет способствовать решению личных проблем. С этой целью нельзя в рекламе также использовать врачей и лиц, внешний вид которых имитирует врачей.

В рекламе нельзя поощрять либо провоцировать к употреблению алкогольных напитков или табакокурению, а также негативно расценивать факт воздерживания от употребления табачных изделий и алкоголя. То есть, в рекламе в конце либо начале должны предупредить: «Алкоголь/курение вредны для здоровья/вызывают те или иные болезни». Каждому подобному предупреждению должен быть отведено не менее 15 процентов площади (объема) всей рекламы. Цвет текста предупреждения должен быть черным, а цвет фона предупреждения - белым. Текст предупреждения во внешней рекламе и рекламе в печатных СМИ должен размещаться горизонтально, внизу рекламного изображения.

Кроме того, в рекламе алкоголя, пива и табака нельзя использовать изображения известных и популярных людей, дабы не создавать у потребителя впечатления, что эти лица одобряют употребление водки, пива, сигарет. Что касается рекламы табака, то она должна сопровождаться информацией о количественном содержимом в дыме одной сигареты смолы и никотина. Мало того, рекламодатели алкогольных напитков и табачных изделий обязаны направлять на производство и распространение социальной рекламы относительно вреда табакокурения и злоупотребления алкоголем не менее 5 процентов средств, потраченных ими на распространение рекламы табачных изделий и алкогольных напитков в пределах Украины. Распорядители этих средств ежеквартально должны обнародовать отчет относительно их использования. Все эти правила относятся и к рекламе табака и алкоголя в сети.

Несколько слов об ответственности

Согласно ст. 27 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение указанных выше правил несут как рекламодатели-заказчики рекламы, так и производители рекламы, виновные в нарушении прав третьих лиц при изготовлении рекламы. Ответственность также несут распространители рекламы, виновные в нарушении установленного законодательством порядка распространения и размещения рекламы.

Так, рекламодатели, заказавшие рекламу продукции, производство и/или оборот которой запрещен законом, предоставившие недостоверную информацию производителю рекламы, необходимую для производства рекламы, или заказавшие рекламу, запрещенную законом, заплатят штраф в размере пятикратной стоимости рекламы. Повторное совершение перечисленных нарушений на протяжении года повлечет за собой наложение штрафа в двойном размере.

Впрочем, в отношении рекламы в Сети очень часто невозможности установить точную стоимость рекламы. В таком случае на рекламодателей и распространителей рекламы решением специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей налагается штраф в размере до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (5100 грн). Если же вдруг в размещении подобной рекламы будут уличены сайты, владельцы которых не являются предпринимателями или они не уполномочены предоставлять рекламные услуги, то их ожидает совсем другой вид ответственности – например, за фиктивное предпринимательство или уклонение от уплаты налогов.

Анна Воеводина,

«Судебно-юридическая газета»

 

Зарубежный опыт

О правилах сетевой этики и самоограничении производителей

Явные изъяны законодательства об интернет-рекламе можно наблюдать не только в нашей стране, но и в таких государствах ближнего зарубежья, как Литва, Латвия, Румыния, Чехия и Польша. С одной стороны, таких понятий, как «интернет» и «сайт» законодательства этих стран не знают. С другой стороны, там действуют определенные правила запрета на рекламу алкоголя и табака.

В Польше, например, запрещена реклама алкоголя крепче 18 градусов, лекарств, которые продаются по рецептам, и табачных изделий. Сами же участники рынка условились считать, что реклама алкоголя на сайтах электронных магазинов и на сайтах новостей рассматривается как реклама в печатных изданиях. А вот реклама на порталах с миллионной аудиторией приравнивается к рекламе на телевидении и радио. Таким образом, к ним применяются те же ограничения, что и для традиционных СМИ. То есть, можно сказать, что в Польше, кроме законов, автоматически переносящихся на рекламу в сети, действуют так называемые правила сетевой этики.

К слову, рекламы табака всемирно известных брендов в сети не так много, поскольку в свое время три наиболее крупных производителя табачных изделий Phillip Morris, JTI и British American Tobacco подписали меморандум, предусматривающий самоограничение компаний в плане рекламы сигарет в Интернете.

Не стоит также забывать, что все вышеуказанные государства являются участниками Рамочной конвенции ВООЗ по борьбе с табаком от 21.05.2003, ратифицированной Украиной 15.03.2006, которая налагает на государства-стороны Конвенции обязательства ввести полный запрет на рекламу, стимулирование продаж и спонсорство продаж сигарет. Как видим, Украина не особо соблюдает эту Конвенцию. Наверное, конституционные принципы не позволяют нашим народным избранникам ввести полный запрет на рекламу алкоголя и табака. Единственный способ борьбы с курением и употреблением алкоголя парламент видит в ежегодном повышение акцизов.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики