Предприниматели не только отстояли свое право вести деятельность на едином налоге, но и регулирование этого вида специального режима налогообложения в Налоговом кодексе сведено к минимуму.
Глава 1 раздела XIV Налогового кодекса, которая была посвящена единому налогу, - исключена до его принятия. Как следствие, - упрощенная система налогообложения (единый налог) будет, как и прежде регулироваться Указом Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.1998 г. ? 727 (Указ ? 727).
Ограничения по среднеучетному количеству наемных работников, выручке, видам деятельности на которые единый налог не распространяется, точно так же, как и правила подачи отчетности, размеры ставок налога и правила их установления местными советами – остаются без изменений. Вместе с ними остаются и все существующие проблемы. Например, нельзя не исключить, что как и в 2010 году, рядом видов деятельности предприниматели на едином налоге заниматься не смогут – они могут быть просто не включены в перечни видов деятельности, утверждаемые местными советами, которыми могут заниматься предприниматели на упрощенной системе налогообложения. Субъекты предпринимательской деятельности - физические лица – плательщики единого налога по-прежнему имеют право не применять электронные контрольно-кассовые аппараты для проведения расчетов с потребителями.
Вместе с тем, некоторые особенности применения упрощенной системы в 2011 будут. Большая часть норм, вводящих такие изменения, включена в подраздел 8 раздела XX "Переходные положения".
Если ранее плательщик единого налога освобождался от шестнадцати видов налогов и сборов (обязательных платежей), то это количество уменьшилось (наряду с общим уменьшением количества налогов и сборов) до 8:
•налог на прибыль предприятий;
•налог на доходы физических лиц (для физических лиц - предпринимателей);
•НДС по операциям поставки товаров и услуг с местом поставки на территории Украины, за исключением НДС, уплачиваемого юридическими лицами, избравшими ставку налога 6 процентов;
•земельный налог, кроме земельного налога за земельные участи, не используемые в предпринимательской деятельности;
•плата за пользования недрами;
•сбор за специальное использование воды;
•сбор за специальное использование лесных ресурсов;
•сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.
Как известно, предприниматели на едином налоге с 1 января 2011 уплачивают также единый социальный сбор (в настоящий момент – сбор в Пенсионный фонд), но, по своему выбору – они могут его уплачивать в минимальном размере, а не от суммы полученного дохода. За нанятых работников – исходя из суммы заработной платы.
Главное изменение, которое может принципиально изменить отношение к использованию единого налога – это запрет предприятиям на общей системе налогообложения относить на валовые расходы платежи, уплаченные физическим лицам - плательщикам единого налога. Другими словами, любые операции с ЧПЕНами будут осуществляться за счет чистого дохода предприятий. Исключение сделано только для тех предпринимателей, которые оказывают услуги в сфере информатизации – на такие услуги ограничение не распространяется. Эта норма вступит в силу 1 апреля 2011 года. В первом квартале 2011 предприятия и плательщики единого налога могут продолжать свою деятельность в прежнем режиме.
Кодекс также предусматривает штрафную санкцию за неуплату единого налога предпринимателем - физическим лицом на едином налоге в раз мере 50% ставки налога.
Кодекс не делает каких-либо исключений для предпринимателей на едином налоге в части проведения проверок, или применения штрафных санкций, и они будут применяться к ним на общих основаниях.