Вслед за Высшим хозяйственным судом практику применения норм, регулирующих порядок передачи дел для их пересмотра ВСУ, обобщил Высший административный суд. Как отметил секретарь Пленума ВАСУ Михаил Смокович, в связи с появлением у ВАСУ новых полномочий возникло большое количество вопросов по предоставлению разрешения на допуск дела в ВСУ. Постановление Пленума ВАСУ «О судебной практике применения статей 235-240 Кодекса административного судопроизводства Украины» от 13 декабря 2010 г. призвано разрешить их и, как подчеркнули его авторы, более детально и обширно охватывает аспекты передачи дел, чем аналогичное постановление Пленума ВХСУ «О некоторых вопросах практики применение раздела ХII-2 Хозяйственного процессуального кодекса Украины» от 11 октября.
Кто может обратиться
Перечень лиц, которые имеют право подать заявление о пересмотре, согласно постановлению исчерпывающий: истец, ответчик, третьи лица, представители сторон и третьих лиц в делах, которые пересматривались в кассационном порядке. Таким образом, не имеют права на подачу такого заявления лица, которые не принимали участие в деле, но считают, что суд решил вопрос об их правах, свободах, интересах или обязанностях.
Также к лицам (законным представителям сторон и третьих лиц), которые имеют право от имени перечисленных лиц подать заявления о пересмотре, относятся Уполномоченный ВР по правам человека, прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, которым законом предоставлено право защищать интересы лиц, участвующих в деле, в том числе и если они не участвовали в деле. Кроме того, прокурор может обратиться с соответствующим заявлением в интересах государства, в том числе и в лице органа государственной власти или органа местного самоуправления, если последнему делегированы властные полномочия, которые принимали участие в деле. Другие представители сторон или лиц, участвующих в деле, имеют право на подачу такого заявления в случае, если это право специально оговорено в выданной им доверенности, в том числе и в случае, когда эти представители не принимали участия в деле.
Не запрещено объединять заявления на стадии допуска – если до того, как был решен вопрос о допуске первоначального заявления, по аналогичным основаниями обратились и другие лица, участвующие в деле. Если ВСУ уже принял решение по одному из заявлений, это является основанием для отказа в допуске другому обратившемуся лицу. Кроме того, если предыдущему лицу в допуске отказано, а другое лицо обращается за пересмотром по тем же причинам, такое заявления возвращается заявителю.
На что ссылаться
Судебными решениями, на которые можно ссылаться для подтверждения неодинакового применения права, являются решения таких кассационных судов (инстанций): ВАСУ, ВХСУ, ВССГУД, коллегии судей Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда как кассационной (третьей) инстанции, Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда как кассационной (третьей) инстанции, решения апелляционных судов общей юрисдикции как судов кассационной инстанции по гражданским делам, которым право на пересмотр в кассационном порядке гражданских дел было предоставлено Законом от 22 февраля 2007 года ?697-V «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве Украины» относительно обеспечения кассационного рассмотрения гражданских дел», а также приговоры, вынесенные кассационной инстанцией. Указанный перечень является исчерпывающим. Обязательным является то, чтобы такими решениями спор был решен по существу или они препятствовали производству по делу. Такие решения должны быть не отменены ВСУ, а также, если такие решения были основанием для пересмотра и рассматривались Верховным Судом, необходимо, чтобы имелось заключение об их правильности.
К указанным судебным решениям не относятся решения ВСУ, принятые после 30 июля, а также принятые до 30 июля 2010 года судебными палатами по административным и хозяйственным делам ВСУ и Судебной палатой по гражданским делам ВСУ, которая по исключительным обстоятельствам пересматривала решения коллегий Судебной палаты по гражданским делам ВСУ, принятых в кассационном порядке, а также пересматривала по исключительным обстоятельствам решения апелляционных судов как кассационных. Заявление о пересмотре судебных решений может быть подано после их пересмотра в кассационном порядке. Таким образом, поскольку решения, принятые ВАСУ как судом первой или апелляционной инстанции, не подлежат пересмотру в кассационном порядке, они не могут быть и пересмотрены Верховным Судом – в таких случаях ВАСУ откажет в допуске.
Взаимодействие во времени
Решение ВАСУ может быть пересмотрено Верховным Судом на протяжении года со дня его принятия. Пропуск годичного срока является основанием для отказа в допуске. Заявление о пересмотре подается в течение одного месяца: 1) со дня принятия судебного решения, относительно которого заявлено ходатайство о пересмотре ВСУ, но не позднее одного года со дня принятия этого решения; 2) со дня принятия судебного решения, на которое заявитель ссылается в подтверждение неодинакового применения, если оно принято позже, но не позднее одного года со дня принятия судебного решения, о пересмотре которого подается заявление.
Если пропуск годичного срока является «железным» основанием для отказа, то упомянутый месячный срок – процессуальный и может быть возобновлен. Ходатайство о возобновлении срока должно быть указано в заявлении о пересмотре решения. Отсутствие такого ходатайства или отказ в его возобновлении влечет отказ в допуске дела к производству. Решение вопроса о рассмотрении ходатайства о возобновлении срока на подачу заявления осуществляется одновременно с решением вопроса о допуске дела к производству ВСУ и принимается одним определением.
Если заявление подано без соблюдения требований статей 239 и 239-1 КАСУ, выносится определение, которым заявителю сообщается о недостатках заявления и о сроке, в течение которого он обязан их устранить. Этот срок должен быть разумно необходимым, то есть достаточным для устранения всех недостатков заявления с учетом продолжительности почтового обращения. В случае неустранения недостатков такое заявление возвращается. При этом на протяжении года можно обратиться с заявлением повторно, в частности в случае принятия кассационным судом иного решения, подтверждающего наличие оснований для пересмотра.
Кому решать
Заявление о пересмотре регистрируется в день его поступления и не позднее следующего дня передается судье-докладчику. Решение вопроса о допуске дела к производству осуществляется коллегией судей в составе 5 судей ВАСУ без вызова лиц, участвующих в деле, путем вынесения определения с изложением мотивов его принятия (в течении 15 дней: исчисляется со дня поступления заявления или, если оно подано без соблюдения требований – со дня поступления в ВАСУ данных об устранения недостатков, а в случае их неустранения – с даты истечения срока для их устранения). Вопрос о допуске дела к производству в ВСУ или об отказе в таком допуске ВАСУ решает без истребования дел.
Мотивировочная часть определения о допуске дела к пересмотру ВСУ должна содержать: констатацию материально-правовой нормы, которая неодинаково применена судами; в чем состояло неодинаковое применение соответствующей нормы; анализ фактических обстоятельств дела на предмет их сходства; констатацию факта вынесения противоположных по содержанию судебных решений. Оригинал определения ВАСУ о допуске дела к производству ВСУ с приложенными к нему документами направляется в ВСУ, а его копии – лицам, участвующим в деле.
Без госпошлины
Как и хозяйственной юрисдикции, у административных судов возникла проблема относительно порядка оплаты госпошлины. Так, Декретом КМУ от 21 января 1993 года ?7-93 «О государственной пошлине» не предусмотрено размера ее ставок с заявлений о пересмотре решений административных судов ВСУ. Следовательно, до внесения необходимых изменений нет правовых оснований для вынесения постановлений, предусмотренных ч.ч. 2 и 4 ст. 239-2 КАСУ, в связи с тем, что к заявлению о пересмотре не приобщено документов об уплате госпошлины.
Отметим, что Пленум ВАСУ также принял постановление «О практике применения административными судами законодательства в делах относительно обжалования решений, действий и бездеятельности исполнительной службы», внес изменения в Регламент ВАСУ и в Положение о Научно-консультативном совете при ВАСУ.