По оценкам экспертов в настоящее время от 40 до 60 миллиардов долларов США хранятся населением Украины за пределами банков и других финансовых учреждений. К сожалению, указанный колоссальный финансовый ресурс используется крайне непродуктивно и не является основой экономического развития страны и повышения благосостояния населения. В этой связи важной задачей государства является создание благоприятных условий и эффективных механизмов для трансформации указанных сбережений домохозяйств в долгосрочный финансовый ресурс, обеспечивающий модернизацию украинской экономики и быстрый экономический рост. Одним из общепризнанных в мировой практике инструментов привлечения свободных средств домохозяйств в реальную экономику являются коллективные инвестиции (институты совместного инвестирования). При этом, как известно, налоговая политика государства может выступать эффективным инструментом стимулирования тех или иных экономических процессов.
В этой связи следует отметить, что налоговое законодательство Украины предусматривает ряд налоговых льгот для институтов совместного инвестирования, в частности паевых инвестиционных фондов (далее - ПИФы). До кризиса ПИФы (особенно венчурные фонды) активно использовались бизнесом в операциях с ценными бумагами и недвижимостью с целью легитимной налоговой минимизации. Так, вовлечение венчурного фонда позволяло бизнесу использовать доходы, полученные от инвестиционных операций с ценными бумагами и недвижимостью, на дальнейшее инвестирование без уплаты соответствующих налогов с таких доходов. Указанную популярность ПИФа можно объяснить тем, что действующее законодательство Украины предусматривает, что средства совместного инвестирования, к которым также относятся доходы от операций с активами фондов, не подлежат налогообложению налогом на прибыль. В свою очередь, доходы, полученные от деятельности ПИФа, подлежат налогообложению только на этапе их распределения среди инвесторов. Следует отметить, что аналогичная по содержанию норма сохранена и в Налоговом кодексе.
В свою очередь правила налогообложения доходов от ПИФа во многом зависят от вида дохода, получаемого инвестором (собственником инвестиционных сертификатов). В общем, инвестор ПИФа может получить следующие виды дохода: (1) инвестиционный доход от выкупа сертификатов компанией по управлению активами соответствующего фонда (в дальнейшем - КУА); (2) инвестиционный доход от продажи сертификатов третьим лицам на фондовом рынке; и/или (3) дивиденды, полученные на инвестиционные сертификаты. В свою очередь вид получаемого инвестором дохода во многом зависит от избранного инвестором типа ПИФа. Так, инвесторы открытого фонда могут получать доход только от выкупа КУА принадлежащих им сертификатов. Инвесторы интервального фонда могут получать доход как от выкупа КУА принадлежащих им сертификатов, так и от продажи сертификатов третьим лицам. В свою очередь инвесторы закрытого фонда могут получать доходы от всех трех вышеуказанных источников. Кроме того, следует учитывать, что правила налогообложения указанных инвестиционных доходов также будут зависеть от того, является инвестор физическим лицом, или действует через юридическое лицо (компанию). В дальнейшем мы постараемся вкратце рассмотреть налоговые последствия в отношении вышеуказанных вариантов. При этом в связи с принятием Налогового кодекса и вступлением его в силу с 01 января 2011 года (касательно налога на прибыль предприятий – с 01 апреля 2011 года) налогообложение соответствующих доходов от инвестиционных сертификатов будет проанализировано нами в аспекте норм Налогового кодекса.
Выкуп сертификатов КУА. Для инвесторов - физических лиц указанный вид дохода будет облагаться подоходным налогом по правилам налогообложения инвестиционной прибыли. Объектом налогообложения будет выступать инвестиционная прибыль – положительная разница между доходом от выкупа сертификатов и расходами, понесенными на приобретение данных сертификатов. При этом к указанному доходу будет применяться льготная ставка в размере 5%.
В отношении инвесторов – компаний указанный вид дохода подлежит налогообложению налогом на прибыль предприятий по правилам налогообложения "ценнобумажных" операций. Объектом налогообложения будет выступать "ценнобумажная" прибыль – полученная инвестором положительная разница между доходами от продажи инвестиционных сертификатов в отчетном периоде и расходами, связанными с приобретением инвестиционных сертификатов в отчетном периоде (с учетом отрицательного финансового результата операций с инвестиционными сертификатами предыдущих налоговых периодах). Ставка налога в отношении указанного дохода будет составлять 23% в 2011 году (с дальнейшим постепенным уменьшением до 16%). В свою очередь следует обратить внимание, что Налоговый кодекс существенно ухудшает позицию инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции (приобретающих ценные бумаги непосредственно у эмитента в ходе их первичного размещения). Так, Налоговый кодекс ограничивает возможность отнесения на "ценнобумажные" расходы затрат по приобретению инвестором ценных бумаг на первичном рынке. Таким образом, в случае, если инвестор – компания приобретет сертификаты у КУА на этапе их первичного размещения, то понесенные данным инвестором соответствующие расходы не будут учитываться при определении финансового результата от операций с инвестиционными сертификатами – не будут уменьшать сумму полученных доходов от продажи инвестиционных сертификатов. Некоторые юридические аргументы в пользу налогообложения только сумы превышения доходов от выкупа сертификатов над расходами на их приобретение возникают у инвесторов лишь в случае, если выкуп сертификатов будет осуществляться КУА в связи с ликвидацией ПИФа.
Продажа сертификатов третьим лицам. Указанный вид дохода от сертификатов является актуальным в отношении интервальных и закрытых фондов. Для инвесторов – физических лиц полученная инвестиционная прибыль будет облагаться подоходным налогом. При этом в отличие от выкупа сертификатов КУА в анализированном варианте будет применяться общая ставка 15 или 17%.
В отношении инвесторов – компаний, как и в варианте с выкупом сертификатов КУА, полученная "ценнобумажная" прибыль подлежит налогообложению налогом на прибыль по ставке 23% в 2011 году (с дальнейшим постепенным уменьшением до 16%). При этом в анализированном случае также действует соответствующее ограничение на формирование "ценнобумажных" расходов инвесторами, приобретшими сертификаты на первичном рынке.
Дивиденды. Указанный вид дохода актуален только для закрытых фондов. Для инвесторов - физических лиц указанный вид дохода будет облагаться подоходным налогом по правилам налогообложения дивидендов. К указанному доходу будет применяться льготная ставка в размере 5%.
В отношении инвесторов – компаний выплачиваемые фондом дивиденды не подлежат налогообложению налогом на прибыль. При этом преимуществом ПИФа в отличие от обычных компаний является предусмотренное законом освобождение от уплаты авансового взноса по налогу при выплате фондом дивидендов в пользу компаний.
Подытоживая сказанное, следует отметить, что принятый Налоговый кодекс, ограничивая возможность отнесения инвесторами расходов по приобретению ценных бумаг (включая инвестиционные сертификаты) на первичном рынке к "ценнобумажным" расходам, существенно ухудшает перспективы прямого инвестирования в Украине. Такие непродуманные налоговые инициативы могут еще больше подорвать и без того низкий уровень доверия инвесторов к Украине. На наш взгляд, указанное налоговое ограничение противоречит экономической природе налогообложения инвестиционной прибыли и логике в целом. В этой связи мы надеемся, что данное ограничение является лишь недоразумением и будет отменено до вступления в силу соответствующего раздела Налогового кодекса (01 апреля 2011 года).