Народные депутаты Валерий Писаренко и Сергей Кивалов зарегистрировали в Верховной Раде законопроект ? 7451 о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (относительно специальной подготовки кандидатов на должность судьи).
Итак, в соответствии с данным проектом словосочетание «специализированное юридическое высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации», где должен был обучаться кандидат на назначение судьей впервые, из Закона исчезает.
Однако «отпадет» ли один из обязательных этапов – обучение на факультете профессиональной подготовки судей при Одесской национальной юридической академии (ректором которой, напомним, является г-н Кивалов), или Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого (г. Харьков) исходя из содержания указанного проекта Закона, не совсем ясно.
В частности, авторы предлагают «разнообразить» полномочия ВККС. Так, в п. 6 ст. 91 Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» идет речь о том, что ВККС «определяет потребности в государственном заказе на профессиональную подготовку кандидатов на должность судьи в Национальной школе судей Украины». Далее, проект предлагает дополнить ст. 91 пунктом 7, т.е.
ВККС также «утверждает в соответствии с критериями, определенными Высшей квалификационной комиссией судей Украины в соответствующем положении о порядке прохождения специальной подготовки кандидатов на должность судьи, перечень юридических вузов, которые будут осуществлять такую подготовку». Таким образом, юридические вузы все же будут осуществлять спецподготовку судей. В том числе, и ОНЮА, и НЮА им. Ярослава Мудрого.
Другое дело, что подготовку в этих вузах «организовывает» Национальная школа судей Украины. Так, согласно с предлагаемой редакцией ст. 69, «специальная подготовка кандидата на должность судьи включает теоретическое и практическое обучение на дневной (очной) или заочной формах. Организация специальной подготовки осуществляется Национальной школой судей Украины». Отметим, что предусматривается и возможность заочного обучения.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что законопроектом просто упрощается формулировка, данная в действующем Законе – из чего, собственно, состоит эта специальная подготовка, очевидно, будет установлено другим актом – например, утвержденным той же ВККС.
Кроме того, законопроектом предлагается установить, что «кандидаты на должность судьи, сдавшие квалификационный экзамен до вступления в силу настоящего Закона, но не рекомендованные на должность судьи в связи с отсутствием вакантных должностей, назначаемых на должность судьи в порядке, установленном статьей 66 настоящего Закона», но если они подали заявления об участии в отборе на должность судьи до момента полного вступления в силу положений части первой статьи 55, пунктов 5, 6 части первой статьи 66, статьи 69, части первой статьи 70 Закона проходить специальную подготовку им не нужно. Т.е. лица, успевшие подать заявления до 1 июля 2011 года смогут избежать обязанности обучаться в спецвузе или Национальной школе судей.
Отметим, что сегодня назрела проблема отсутствия претендентов на вакантные места, которых сегодня в судах Украины уже больше тысячи. Она возникла в связи с тем, что кадровый резерв, сформированный ныне ликвидированными местными квалификационными комиссия судей в соответствии с действующим Законом не может быть использован для заполнения этих мест – т.к. от лиц, входящих в кадровый резерв требуется прохождение всей процедуры сначала.