За последние несколько лет электронная коммерция приобрела глобальные масштабы. В международном праве и законодательных базах многих стран появились базовые понятия электронной коммерции, электронной (цифровой) подписи, электронной сделки, электронных платежей, расчетов и так далее.
Международными усилиями были разработаны и стали применяться на практике нормативные положения, относящиеся к электронным торговым операциям нового времени, к так называемым «услугам информационного общества». Эти положения определяют обязанности поставщиков предоставлять клиентам информацию о порядке действий, необходимых для заключения сделок или отмены ошибочных заказов, обеспечивать клиентам реальную возможность ознакомления с условиями сделок, в том числе с помощью технической отсылки к другому документу, и многое другое. Все это делается с целью юридических гарантий и защиты всех участников электронной коммерции, в том числе и в сети Интернет.
Электронная коммерция во многих странах мира стала предметом регулирования на уровне специальных законов. Украина пока ограничилась несколькими законопроектами, зарегистрированными в Верховной Раде. Их основная задача в адаптации национального законодательства к нормам международного права и регулировании отношений по продаже и поставке товаров, предоставлении работ и услуг в сфере электронной коммерции. Например, проект закона «Об электронной коммерции» (?6086-1) предполагает введения порядка 25 понятий, таких как электронная сделка, адресат, электронная коммерция, коммерческое уведомление и др. Условно под электронной коммерцией следует понимать предпринимательскую деятельность, направленную на осуществление коммерческих операций при помощи электронных средств обмена данными.
Пожалуй, одним из наиболее распространенных примеров электронной коммерции можно считать деятельность интернет-магазинов. В нашей стране мало кто не слышал о них. И уж наверняка немало тех, кто хоть раз совершал подобную покупку. Но найдутся и те, для кого интернет-магазин остается загадкой. Если и не в прямом смысле слова, то уж с точки зрения правового регулирования такой деятельности точно.
По сути, интернет-магазин – это аренда в виртуальном пространстве, где обычную витрину или прилавок заменяет страничка во всемирной сети с информацией и визуализацией товара и т.д. За интернет-магазином, как правило, стоит юридическое лицо любой формы собственности или предприниматель. Что касается правового регулирования деятельности интернет-магазинов, то в Украине, как упоминалось выше, пока нет специальных нормативных актов, которыми бы подобная деятельность регулировалась отдельно. Но купля-продажа товаров через интернет — это ни что иное, как продажа товара по образцам, предусмотренная ст. 702 Гражданского кодекса Украины, т.е. договор купли-продажи, заключенный на основании ознакомления покупателя с образцом товара (по описи, каталогу и др.).
Следует отметить, что Украина в этом деле далеко не новатор, так как во многих странах мира, в том числе и странах ЕС, приобретение товара по каталогам или почтой давно стало привычным делом. Но не будем отвлекаться. Договор купли-продажи товара по образцу является выполненным с момента доставки товара в место, установленное договором, а если место передачи товара не установлено договором — с момента доставки товара по местожительству физического лица-покупателя. Покупатель до момента передачи товара имеет право отказаться от договора при условии возмещения продавцу расходов, связанных с совершением действий относительно выполнения договора. Также нормы ГК указывают, что договор продажи товара по образцам относится к розничной купле-продаже и является публичным. И в случае розничной купли-продажи с участием покупателя–физического лица отношения, не урегулированные ГК, регулируются ЗУ «О защите прав потребителей». Для сравнения, в России подобные гражданско-правовые отношения между продавцом и покупателем тоже регулируются Федеральным законом «О защите прав потребителей».
Согласно ст. 698 Гражданского кодекса, продавец, который осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товара, обязывается передать покупателю товар, который обычно предназначается для личного, домашнего или другого использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а покупатель обязывается принять товар и оплатить его. Продавец обязан передать покупателю товар, вместе с документами (технический паспорт, сертификат качества, гарантийный талон и тому подобное). Это требование продублировано в ст. 6 ЗУ «О защите прав потребителей».
В случае, если продавец не передал товар и документы, покупатель имеет право установить разумный срок, в который будет осуществлена передача. Если по истечении этого срока продавец не выполнил требования покупателя, последний имеет право отказаться от сделки (ст. 666 ГКУ). Риск случайной порчи или уничтожения товара переходит от продавца к покупателю с момента передачи ему товара. Если покупателю был передан товар ненадлежащего качества, то покупатель имеет право на свой выбор требовать от продавца: 1) пропорционального уменьшения цены; 2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок; 3) возмещения расходов в связи с устранением недостатков товара.
В ситуации, когда имеют место существенные нарушения качества товара, т.е. неустранимые недостатки или такие, для устранения которых потребуется несоизмеримые затраты средств и времени, а также недостатки неоднократно проявляющиеся или появляющиеся после их устранения, покупатель имеет право на свой выбор требовать от продавца возврата уплаченных денежных средств или замены товара. Эта норма содержится как в Гражданском кодексе Украины, так и в ЗУ «О защите прав потребителей».
Так что, по большому счету, с точки зрения правового регулирования, покупка товара через интернет ничем не отличается от покупки в обычном магазине. Необходимо просто внимательно изучать условия доставки, характеристику товара и уточнять его стоимость. Например, перед тем как заказать товар в интернете, выясните, входит ли доставка в его стоимость или оплачивается отдельно. И всегда сохраняйте чек или документ, его заменяющий. Другое дело, что иногда трудно найти владельца Интернет-магазина, т.е. по сути претензии предъявить некому. Однако до того момента, как будет принят специальный закон по электронной коммерции, надеяться на позитивные изменения в этом вопросе преждевременно.
Советы потребителям
Как не попасть впросак, покупая товары в Интернете?
1. Выбирайте популярный и проверенный Интернет-магазин. Это можно сделать, почитав отзывы и сообщения на тематических форумах или странице «Комментарии» самого магазина. В крайнем случае, расспросите друзей и знакомых.
2. Если есть возможность «пощупать» товар в обычном магазине, до того, как закажите его в Интернете, обязательно это сделайте! Тогда вы будете точно знать, как выглядит на самом деле будущая покупка.
3. Оплачивайте товар только при его получении. И если вас что-то в нем не устраивает, не стесняйтесь об этом говорить курьеру, вплоть до отказа принять товар. Лучше десять раз подумать и не купить, чем один раз купить, не подумавши.
Акцент
Налоговый гнет для Интернет-магазинов
А как же обстоят дела с налогообложением интернет-магазинов? Исходя из действующего законодательства, фискальный вопрос решается следующим образом.
Итак, если Интернет-магазин принадлежит физическому лицу-предпринимателю, который находится на едином налоге, то ежемесячный налог составит 200 гривен, если предприниматель находится на общей системе налогообложения, то налог составит 25% от чистого дохода, после вычета других обязательных платежей.
Если же собственником Интернет-магазина является юридическое лицо, работающее на едином налоге, то его сумма будет составлять либо 6 (+НДС), либо 10% от дохода с реализации продукции. Если предприятие находится на общей системе, то необходимо уплачивать НДС и 25% налога на прибыль. Как видим, проще регистрировать магазин на физическое лицо-предпринимателя, и отчетности меньше, и сумма уплаты налогов тоже. При условии, конечно, что годовой оборот не будет превышать 500 тысяч гривен.
В Германии, например, мелкие предприниматели, подают отчеты раз в год, а не раз в квартал, как это делается в Украине. Но при этом, у нас есть единый налог, при котором отчетность сводится к минимуму. Поскольку на носу принятие Налогового кодекса, которым в принципе не предусмотрена упрощенная система налогообложения для тех, кто торгует в сети Интернет, и поскольку в нем часто что-то меняется, не будем углубляться в дебри, а попробуем кратко сформулировать систему налогообложения, которая бы устроила всех. Ну, или почти всех.
Необходима дифференцированная налоговая ставка, где основной акцент начисления суммы налогов и различных платежей определялся бы не только исходя из суммы чистого дохода. Необходимо уменьшение базы налогообложения. В итоге, может получиться 3 вида налогов для Интернет-магазинов: 1) минимальный (скажем, 200 грн в месяц, если оборот не превышает 150000 грн в год); 2) средний (процентная ставка колеблется от 1000 грн. до 3-7% валового дохода, если оборот не превышает 750000 грн. в год); 3) максимальный (10% валового дохода при годовом обороте до 1,5 млн. грн). Т.е. чем больше зарабатываешь, тем больше платишь, но в соответствующей, равной весовой категории. Эдак, и бюджет можно наполнить, и едва сложившийся сегмент рынка не угробить.