Во исполнение Указа Президента Украины №451/2017 от 29 декабря 2017 года «О реорганизации местных общих судов» в настоящее время в Украине активно идет процесс реорганизации (слияния) местных общих судов и государственной регистрации новообразованных окружных судов.
Однако в процессе проведения этой реорганизации возникает ряд вопросов по разграничению полномочий как комиссии по реорганизации, ее председателя, так и председателей судов, руководителей аппаратов судов по осуществлению каждым своих полномочий в период реорганизации.
В частности, в настоящее время многие местные общие суды получили из некоторых территориальных управлений Государственной судебной администрации Украины письма, в которых, вопреки требованиям действующего законодательства, указывается, что полномочия по выдаче приказов в отношении судей и работников аппарата суда, а также по оформлению других документов, которые издаются при осуществлении трудового процесса (табели учета использования рабочего времени и т.п.), принадлежат председателю комиссии по реорганизации со дня ознакомления с приказом о создании комиссии по реорганизации местного суда и назначения председателя комиссии.
Анализ действующего законодательства по вопросам реорганизации (ликвидации) органов государственной власти, одним из которых является суд, в частности Конституции Украины, ЗУ «О судоустройстве и статусе судей», ЗУ «О государственной службе», Гражданского кодекса Украины, Хозяйственного кодекса Украины, Кодекса законов о труде Украины, ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований», типичных рекомендаций, методик, разработанных Кабинетом министров Украины о реорганизации (ликвидации) органов государственной власти, свидетельствует, что в этих типовых рекомендациях по созданию комиссии по реорганизации (ликвидации) государственных органов предусматривается разработка и утверждение Положения о комиссии по реорганизации (ликвидации) государственного органа, полномочий как этой комиссии, так и ее председателя. При этом предусмотрено, что председателем такой комиссии является ее руководитель.
В таком случае отпадает необходимость согласовывать между руководителем государственного органа и председателем комиссии по реорганизации (ликвидации) вопрос определения полномочий каждого из них во время проведения такой реорганизации.
К сожалению, такого Положения о комиссии по реорганизации (ликвидации) местных общих судов, в котором бы эти вопросы взаимодействия между вышеуказанными должностными лицами судов были определены и были сняты все недоразумения, Государственная судебная администрация Украины до сих пор не разработала и не утвердила.
Анализ Конституции Украины, норм Гражданского кодекса Украины, Хозяйственного кодекса Украины, ЗУ «О судоустройстве и статусе судей», ЗУ «О государственной службе», Кодекса законов о труде Украины, ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» дает основания утверждать, что на период процесса реорганизации (ликвидации) судов суды и их должностные лица, в том числе председатели судов и руководители аппаратов этих судов, в полном объеме выполняют и осуществляют свои полномочия как и суд в целом. То есть именно председатели судов и руководители аппаратов судов решают в установленном законом порядке вопрос обеспечения деятельности судов, приема на работу и увольнения работников суда, их поощрения и взыскания, решают другие вопросы.
Согласно положениям указанных выше законодательных актов именно этим должностным лицам, а не председателю комиссии по реорганизации (ликвидации), предоставлены права принятия на работу, увольнения с нее, решения всех текущих вопросов деятельности судов и тому подобное.
Указанные их полномочия заканчиваются и прекращаются только в день внесения соответствующей записи в Государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований о прекращении деятельности юридического лица (в нашем случае суда) и исключения сведений об этом юридическом лице из указанного Государственного реестра.
Из указанного выше следует вывод, что как комиссия по реорганизации (ликвидации) суда, так и председатель этой комиссии в процессе реорганизации суда не имеет и не может иметь полномочий ни председателя суда, ни руководителя аппарата суда.
Комиссия по реорганизации (ликвидации) суда и ее председатель, не перебирая на себя вопреки действующему законодательству полномочий руководителей судов и руководителей аппаратов судов, должны организовать и провести комплекс мероприятий по инвентаризации материальных ценностей, архивного фонда, делопроизводства, судебных дел и т.п. для решения в дальнейшем вопросов передачи всех ценностей суда, который реорганизуется и прекращает свою работу, новообразованному окружному суду, который в таком случае является правопреемником суда в случае его реорганизации.
Вышеуказанные моменты и вопросы деятельности комиссии по реорганизации (ликвидации) суда должны найти свое отражение в Положении о такой комиссии, в котором также должно быть предусмотрено, что полномочия председателя комиссии по реорганизации (ликвидации) суда продолжаются и после прекращения деятельности местного суда и завершаются в день передачи последнего акта, документа новообразованному окружному суду.
Следует отметить, что как приказы Государственной судебной администрации Украины, так и, надеюсь вскоре разработанное и утвержденное Положение о комиссии по реорганизации (ликвидации) местных судов являются подзаконными нормативными актами и должны разрабатываться и приниматься в строгом соответствии с Конституцией Украины, ЗУ «О судоустройстве и статусе судей», ЗУ «О государственной службе», нормами Гражданского кодекса Украины, Кодекса законов о труде Украины и ни в коем случае не противоречить им, ибо в противном случае они будут незаконными.
В настоящее время в Украине проведена государственная регистрация значительного количества новообразованных окружных судов.
Однако, несмотря на многочисленные обращения судов, которые сейчас находятся в процессе реорганизации (слияния), о предоставлении штатных расписаний новобразованных окружных судов с целью оперативного и надлежащего укомплектования этих окружных судов, а также их дальнейшего нормального функционирования, ни территориальными управлениями Государственной судебной администрации, ни самой Государственной судебной администрацией Украины указанные штатные расписания пока не предоставляются, что уже создает серьезное напряжение среди судей и работников аппаратов судов и может в дальнейшем достаточно негативно сказаться на работе новообразованных окружных судов, так как из-за промедления в предоставлении штатных расписаний могут быть потеряны профессиональные кадры с большим опытом работы в судебной системе.
Такая позиция Государственной судебной администрации Украины вызывает удивление, поскольку именно Государственная судебная администрация Украины, согласно действующему законодательству, должна осуществлять мероприятия по организационному и кадровому обеспечению окружных судов.
К тому же времени было достаточно, потому что со дня принятия Указа Президента Украины о реорганизации местных общих судов прошло девять месяцев!
Подытоживая вышеизложенное, хочется еще раз подчеркнуть необходимость немедленной разработки и утверждения Положения о комиссии по реорганизации (ликвидации) местных общих судов, которое бы закрепляло подробную процедуру проведения реорганизации (ликвидации) местных общих судов и четкое разграничение полномочий председателей комиссий по реорганизации (ликвидации) суда и председателей судов, председателей комиссий и руководителей аппаратов судов, а также необходимость срочного утверждения штатных расписаний новообразованных окружных судов с целью их дальнейшего надлежащего укомплектования и функционирования, потому что это будет способствовать как проведению надлежащим образом и в установленном действующим законодательством порядке процесса реорганизации (ликвидации) местных общих судов в нашем государстве, так и для нормального функционирования сразу после завершения указанного выше процесса новообразованных окружных судов.
Председатель Диканьского районного суда Полтавской области, заслуженный юрист Украины Д. И. Новак
Ранее «Судебно-юридическая газета» публиковала список местных общих судов, подлежащих ликвидации согласно указу Президента Украины.
Также мы сообщали подробности оптимизации судов, озвученные главой ГСА Зеновием Холоднюком.