Вячеслав Хрипун,
Ольга Туева,
«Судебно-юридическая газета»
Вопрос уведомления судей о подозрении является непростым даже для сотрудников прокуратуры. Однако проблема для этого правоохранительного органа сводится больше не к теоретическому ее обоснованию, а к принципу «удобно/ неудобно».
В Генеральной прокуратуре и Специализированной антикоррупционной прокуратуре в целом считают, что для интересов правоохранительной деятельности больше подходит порядок уведомления о подозрении по поручению, чем норма, предусмотренная Законом «О судоустройстве и статусе судей».
Анжела Стрижевская, заместитель Генерального прокурора Украины
— Уведомление о подозрении судьи должно происходить в соответствии с требованиями закона и Уголовного процессуального кодекса. Однако думаю, что если то или иное лицо скрывается от следствия, Генеральный прокурор или его заместитель может сделать поручение на уведомление о подозрении. В целом это не такой простой вопрос, как кажется, он нуждается в серьезном обсуждении.
Максим Грищук, первый заместитель руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры
— Генеральный прокурор или его заместитель далеко не всегда имеют физическую возможность лично уведомлять о подозрении и разъяснять лицу его права. Бывает, что они могут быть в командировке, например, за границей, или в отпуске, а тут появляется срочная необходимость уведомить о подозрении. Для подписания уведомления еще как-то можно найти способ, а вот с личным уведомлением возникают проблемы. Также нужно учитывать, что в Специализированной антикоррупционной прокуратуре работают всего 40 прокуроров. Из них 38 являются процессуальными руководителями. В их производстве уже находятся порядка 700 уголовных производств, часто достаточно сложных. Имеющихся ресурсов просто не хватает.
Уведомлять о подозрении по поручению значительно удобнее с практической точки зрения, ведь следственные мероприятия проходят по всей стране. В принципе, исходя из конкретных обстоятельств, практика может быть разной, т. е. уведомить о подозрении может как Генеральный прокурор или его заместитель, так и прокурор по их поручению или детектив НАБУ.
Сергей Горбатюк, начальник департамента специальных расследований ГПУ
— Генеральный прокурор, его заместитель или прокурор области имеют право давать поручения следователям или другим прокурорам, и тут никаких нарушений нет. Норма, предусматривающая особый порядок вручения уведомлений о подозрении судьям, адвокатам или депутатам, призвана устранить возможность незаконного вмешательства в их профессиональную деятельность. При этом руководитель Генеральной или областной прокуратуры должен изучить материалы производства и проверить, насколько обоснованным является подозрение, Если он сомневается в наличии состава преступления, то должен отказать в подписании уведомления. Но если он пришел к выводу, что признаки состава преступления имеют место, он заверяет уведомление о подозрении своей подписью.
Процедура уведомления о подозрении, прописанная в УПК, на мой взгляд, может осуществляться и путем поручения следователю или прокурору. По этому поводу неоднократно возникали споры: одни суды говорят, что это недопустимо, и лицо в таком случае не приобретает статус подозреваемого, другие же подтверждали законность такого порядка.
О том, может ли Генпрокурор или его заместитель перепоручать вручение подозрения судье, читайте в материале Сергея Глушко «Кто должен вручать подозрение судье: в ожидании решения Большой Палаты ВС».