Наверное, каждому покупателю (особенно женщине) знакома ситуация, когда купив понравившуюся вещь в торговом центре, приходишь домой и понимаешь, что никогда в жизни это не оденешь. И что тогда делать? Казалось бы, вещь качественная, размер подходит, но нравиться перестала окончательно и бесповоротно. Если качество товара соответствует норме, то раньше законом не разрешалось обменивать его или возвращать товар назад продавцу.
Однако депутат Парубий А.В.(НУ-НС) проникся сочувствием к таким незадачливым покупателям и решил внести изменения в законодательство Украины, чтобы разрешить обменивать не только некачественные товары, но даже и добротные, исправленные товары надлежащего качества. Соответствующие изменения приняла Верховная Рада Украины 14 мая 2010 года, которыми разрешила обмен и возврат товаров надлежащего качества на аналогичные товары в течение четырнадцати дней с момента передачи их покупателю. Теперь купив вещь, если она вдруг перестала вам нравиться, вы можете обменять ее на протяжении 14 дней на любую другую. А в случае, если у продавца не окажется того, что придется вам по вкусу, вы имеете полное право вернуть товар продавцу и забрать назад всю уплаченную денежную сумму.
Как отмечает автор данного законодательного новшества, на сегодняшний день гарантии защиты прав потребителей претерпевают нарушения и не до конца урегулированы законом. Чтобы усовершенствовать систему защиты потребительских прав, было решено внести изменения в Гражданский кодекс и Закон Украины «О защите прав потребителей», чтобы теперь граждане имели полный спектр прав по обмену и возврату купленных вещей.
Стоит обратить внимание, что в Гражданском кодексе существует условие для подобного обмена или возврата - требование покупателя подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства и при наличии доказательств приобретения товара у этого продавца. Доказательствами приобретения товара считаются чек, а отсутствия в употреблении – товарные бирки и ярлычки. Поэтому при наличии всех этих качеств, и если к тому же товар не утратил своих полезных свойств и внешнего вида, то продавец обязан будет пойти вам на встречу и обменять не понравившуюся вещь в течение 14 дней с момента приобретения.
Случается, что продавец не достаточно осведомлен о последних изменениях закона о правах потребителей, и не хочет возвращать деньги или обменивать товар, именно так происходило и когда приняли закон, предусматривающий право вернуть вещь ненадлежащего качества. Все же пока законодательные изменения дойдут до ведома простых продавцов на рынках и в торговых центрах, должно пройти время. Но если вы попадаете в ситуацию, когда продавец не захочет соблюдать ваши права, в таком случае можно обратиться в управление по защите прав потребителей. Визит инспекторов из управления может дорого стоить продавцам и собственникам торговых рядов, поэтому одно серьезное упоминание о жалобе в этот орган должно «расположить» несговорчивого продавца к соблюдению ваших законных прав и интересов.