«Недавно столкнулась с такой проблемой. При покупке часов (стоимость 50 грн.) продавец киоска отказалась мне дать хоть какой-нибудь чек, указав, что на часы такой стоимости гарантия не распространяется. Подскажите, пожалуйста, вправе ли я была потребовать гарантию или чек? И что теперь делать, если часы сломаются? Заранее благодарна. Ольга»
Уважаемая Ольга, деятельность таких «киоскеров» осуществляется на основании Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденных Постановлением КМУ от 15 июня 2006 г. ? 833 (в редакции от 11 ноября 2009 г. ? 1200). Пункт 22 этого Порядка устанавливает обязанность продавца передать покупателю вместе с товаром и расчетный документ установленной формы, удостоверяющий факт покупки товара и/или предоставления услуги. Более того, на территории Украины действует Закон от 06.07.1995 ? 265/95-ВР (в редакции 25.03.2005) «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», в котором п. 15 ст. 3 установлена обязанность продавца предъявить покупателю по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий переход права собственности на товар от продавца к покупателю. В свою очередь, субъекты предпринимательской деятельности, которым разрешено осуществлять торговлю без применения кассовых аппаратов, обязаны проводить расчетные операции с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций.
Кроме того, товарный (или кассовый) чек ни в коем разе не служит аналогом гарантийного талона. Первый служит доказательством приобретения именно этого товара, именно у этого продавца, именно в это время. Второй же связывает продавца гарантийными обязательствами, а именно: продавец гарантирует вам, что приобретенный товар будет «служить вам верой и правдой» в течение определенного срока. В противном случае производитель (продавец, исполнитель или любое третье лицо) принимает на себя обязательство осуществления бесплатного ремонта или замены соответствующей продукции. Именно об этом говорится в статье 7 ЗУ «О защите прав потребителей».
Кстати, в случаях, когда на товар гарантийный срок не установлен, вы вправе предъявить соответствующие требования (о ремонте, замене и т.д.), если недостатки товара были обнаружены в течение двух лет с момента передачи вам товара (п. 5 ст. 7 Закона).
В силу изложенного отвечаем на Ваши вопросы. Итак, во-первых, Вы действительно имеете абсолютное право, осуществляя покупку, требовать выдачи если не кассового, то товарного чека. Невыдача чека служит основанием для привлечения контролирующим органом такого субъекта хозяйствования к ответственности в форме финансовых санкций. Гарантийные сроки на такой товар, как часы, устанавливаются производителем. Если такая информация в паспорте товара не указана, Вы вправе предъявить соответствующие требования в течение 2-х лет с момента покупки.
Ваша ситуация усложняется отсутствием товарного чека — документа, подтверждающего факт покупки именно этих часов именно у этого продавца, что, в свою очередь, существенно ограничивает шансы отстоять права потребителя даже в случае судебного разбирательства.