В конце марта состоялось учредительное собрание Совета общественного контроля при Государственном бюро расследований, на которое зарегистрировались представители 91 общественной организации.
Директор Государственного бюро расследований Роман Труба сообщил, что после проведения собрания ему пришли письма от нардепов, экспертов, а также заключения международных наблюдателей, где были изложены замечания по механизму формирования Совета общественного контроля. После этого он взял время для анализа полученной информации, передает LB.ua.
«Отмечу, что механизм формирования Совета через учредительное собрание был прописан в соответствующем Положении, которое разрабатывал и утверждал Кабинет министров Украины. Я также был сторонником именно этого принципа, а не проведения онлайн-голосования, хотя у нас все время шла дискуссия, процедура является более эффективной и несет меньше рисков искажения результатов», — считает Труба.
В чем риски создания Совета общественного контроля путем онлайн-голосования. Невозможно подтвердить:
- гражданство человека, который участвует в голосовании;
- является ли такой человек совершеннолетним;
- голосует ли лицо один раз;
- происходит ли голосование на территории Украины.
То есть один кандидат, используя имеющиеся ресурсы, может организовать голосование за себя, и это не будет отражать взгляды общественности.
«Стоит заметить, что большинство сторонников онлайн-голосования ссылаются на успешный опыт создания Совета при НАБУ. В то же время напомню, что избрание первого состава Совета общественного контроля при НАБУ происходило повторно именно из-за манипуляции во время онлайн-голосования. Также существуют судебные решения по результатам рассмотрения дел об установлении результатов рейтингового интернет-голосования», — продолжил Труба.
Сторонники онлайн-голосования, которые есть и среди команды Совета, выдвигают свои аргументы:
- любой гражданин Украины может принять участие в голосовании и выбрать представителей, которых он хочет видеть в составе Совета. В отличие от учредительного собрания, где за состав Совета голосуют только сами кандидаты;
- современные технологии позволяют исключить манипуляции во время онлайн-голосования, уже обработаны при формировании нескольких складов общественных советов, создание петиций и тому подобное.
«Возвращаясь к проведению учредительного собрания 30 марта, был избран Совет, который состоит преимущественно из действующих адвокатов. В то же время кандидаты, которые позиционируют себя как эксперты по реформе правоохранительных органов, в том числе по созданию Государственного бюро расследований, не набрали необходимого количества голосов», — отметил Труба.
Какие беспокойство выразили наблюдатели:
- один из зарегистрированных делегатов фактически отсутствовал в зале;
- непонимание делегатами роли организационного комитета в проведении собрания;
- процедура голосования не была тайной;
- бюллетени были признаны недействительными;
- избрание кандидатов, не имеющих репутацию активных общественных активистов, вовлеченных в процесс создания ГБР и реформу правоохранительных органов.
Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что Научно-консультативный совет при ГБР присоединится к подготовке комплексных изменений в законодательство, связанных с деятельностью Совета.
Также нам стало известно, что ГБР продлит срок приема документов и снизит квалификационные требования для кандидатов на отдельные должности.