Во время конкурса в Высший антикоррупционный суд огромная роль, согласно проекту закона № 7440, будет отведена Общественному совету международных экспертов. В настоящее время, как показало обсуждение этого законопроекта в Комитете Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции 24 января, ведется дискуссия, как будет формироваться этот орган, кто в него войдет, и какие полномочия у этого Совета будут. Обсуждение показало, что ни среди разработчиков законопроекта, ни в среде экспертов и народных депутатов, пока нет единого мнения по поводу того, как в итоге должен выглядеть Совет международных экспертов.
Тем не менее, один за разработчиков законопроекта № 7440, заместитель руководителя аппарата ВССУ Валентин Сердюк, поделился с «Судебно-юридической газетой» своим мнением по поводу того, каким может быть Общественный совет международных экспертов.
Дискуссии вокруг Совета международных экспертов показали, что часть экспертов, народных депутатов и даже разработчиков законопроекта, полагают, что этот совет должен иметь право ставить окончательную точку в участии в конкурсе того или иного кандидата, без возможности преодоления ВККС негативного вывода Совета в принципе. Каково Ваше мнение?
Полагаю, такое предложение имеет свои риски, поскольку судей на должности у нас назначает все-таки государство в лице Президента, а рекомендации и представления подают ВККС и Высший совет правосудия. То есть, процедура конкурса – это все же государственная процедура, но при активном участии общественности. Поэтому в данном вопросе нужно будет соблюсти баланс.
Когда проходил конкурс в Верховный Суд, ВККС имела право преодолевать негативный вывод Общественного совета добропорядочности голосами одиннадцати членов. Насколько я понял, сейчас предлагается увеличить возможный порог преодоления Комиссией негативных выводов Общественного совета международных экспертов.
На мой взгляд, во время конкурса в Высший антикоррупционный суд необходимо установить более высокую планку для преодоления негативных выводов Совета международных экспертов. То есть, негативный вывод по тому или иному кандидату должен преодолеваться 14 голосами членов ВККС, а не 11.
Кто и как будет формировать Общественный совет международных экспертов?
Законопроектом предусмотрено, что в этом органе должно быть не более семи человек, соответствующих определенным критериям. В Совете должны быть люди, рекомендованные международными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции. То есть, определенное число кандидатов будут рекомендованы этими организациями Комиссии для назначения в состав Совета международных экспертов. Далее ВККС определит, кого именно и скольких членов необходимо назначить в Общественный совет международных экспертов. Комиссия может назначить и пять членов Совета, и даже трех.
А как будет проходить выдвижение кандидатов в Общественный совет международных экспертов?
Спрогнозировать, кто и в каком количестве будет выдвинут международными организациями в Совет международных экспертов, невозможно. Это уже будет задачей международных организаций.
Поскольку международные антикоррупционные организации будут предлагать своих кандидатов в Общественный совет международных экспертов, не возникнут ли проблемы с необходимостью перевода для их представителей, например, на английский язык, большого числа документов, в частности досье кандидатов, выделения им целого штата переводчиков, допуска к информации с ограниченным доступом?
Думаю, что это чисто технические вопросы, которые могут быть решены уже в ходе конкурса. Кроме того, не факт, что все члены Общественного совета международных экспертов будут иностранными гражданами. В Совете могут быть и граждане Украины, которые работают в международных организациях, действующих в сфере предотвращения и противодействия коррупции.
Это могут быть и представители действующих в Украине антикоррупционных организаций, получающих финансирование из-за рубежа, но выдвинутые международными организациями?
Не исключено. Однако в любом случае именно ВККС будет решать, соответствует ли тот или иной кандидат требованиям, предъявляемым к члену Общественного совета международных экспертов.
24 января народный депутат Игорь Попов сообщил, что Высший антикоррупционный суд может быть создан уже в сентябре 2018 года, а приступит к рассмотрению дел в 2019 году. Насколько это реальные сроки?
Если соответствующий закон своевременно будет принят парламентом, то для создания Высшего антикоррупционного суда, включая проведение конкурса, хватит девять-десять месяцев. Дата начала рассмотрения дел этим судом лежит уже в иной плоскости и связана с изменениями в Уголовный процессуальный кодекс, передачей дел в суд и т. д.
Напомним, в антикоррупционном комитете ВР прошел круглый стол. Участники обсудили президентский и альтернативные проекты Закона о Высшем антикоррупционном суде.