Об этом сообщает пресс-служба суда.
Решением Общего собрания судей Подольского районного суда г. Киев (Протокол №14 от 11.12.2017) судейский коллектив утвердил текст письма, адресованного председателю Верховного Суда, в котором судьи просят Валентину Данишевскую созвать Пленум Верховного Суда. Судьи просят поднять вопрос обращения в Конституционный Суд Украины с представлением о признании неконституционными положений п. 3 «Заключительных и переходных положений» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» №1774-VIII от 6 декабря 2016 года в части применения их к судьям, которыми размер должностного оклада привязали к постоянной величине — 16000 гривен».
Такое обращение судьи мотивировали тем, что с 1 января 2017 года размер должностного оклада судей, которые по результатам квалификационного оценки подтвердили соответствие занимаемой должности или назначены на должность по результатам конкурса после 30 сентября 2016 года, в соответствии с п. 24 раздела ХII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» №1402-VIII от 2 июня 2016 года, составляет для судей местного суда 15 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.
По данным пресс-службы, с 1 января 2018-го размер должностного оклада таких судей должен составлять 20 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.
В то же время, согласно п. 23 раздела ХII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» №1402-VIII от 2 июня 2016 года, до прохождения квалифоценивания судья получает судейское вознаграждение, определенное в соответствии с положениями Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» №2453-VI от 7 июля 2010 года. Так, согласно ч. 3 ст. 133 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 года №2453-VI, должностной оклад судьи местного суда устанавливается в размере 10 минимальных заработных плат.
Таким образом, 1 января 2017 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» №1774-VIII от 6 декабря 2016-го, в п. 3 «Заключительных и переходных положений» которого сказано, что минимальная заработная плата после вступления в силу настоящего закона не применяется как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и других выплат. До внесения изменений в законы Украины относительно неприменения минимальной заработной платы расчетной величины она применяется в размере 16000 грн.
Таким образом, с 1 января 2017 года на основании указанной нормы судьи, не прошедшие квалификационную оценку, получают судейское вознаграждение в фиксированном размере, несмотря на увеличение «стоимости жизни» в Украине. В этой связи, при условии действия данной нормы, размер должностного оклада с 1 января 2018-го судей местного суда, которые пройдут квалификационную оценку, составляет 20 прожиточных минимумов, то есть 35 240,00 грн, тогда как у судей, которые не прошли тестирование, оклад останется неизменным — 16 тысяч гривен.
На практике, действие положений указанного п. 3 уже привели к тому, что судьи, которые не прошли квалифоценивание, получают судейское вознаграждение, размер которого меньше, чем заработная плата работников аппарата судов, и вдвое меньше судейского вознаграждения судей, которые прошли квалифоценивание, тогда как судьи обеих категорий выполняют одну и ту же работу.
Как указано в обращении, судьи в определенной степени готовы согласиться с тем, что размер должностных окладов судей, которые прошли квалификационное оценивания, и судей, которые не прошли такую процедуру, будет отличаться.
Вместе с тем, судьи Подольского райсуда Киева не могут смириться с несправедливостью по отношению к тому, что размер должностных окладов судей, которые не прошли квалификационного оценивания, не будет зависеть от размера минимальной заработной платы или прожиточного минимума, тогда как «стоимость жизни» в Украине ежедневно растет.
Установив норму о неприменении минимальной зарплаты, как расчетной величины для определения должностных окладов, и установление ее размера в фиксированной сумме 16000 гривен, п. 3 «Заключительных и переходных положений» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» №1774-VIII от 6 декабря 2016 года ограничил установленную ч. 1 ст. 126 Конституции Украины гарантию независимости судей, в аспекте обеспечения надлежащего уровня их материального обеспечения, поскольку допустил сужение достигнутого содержания объема уровня судейского вознаграждения.
Кроме того, такое сужение гарантий независимости судей произошло путем принятия другого нормативно-правового акта, отличного от Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», тогда как вопрос судейского вознаграждения регулируется только этим законом и не может определяться другими нормативно-правовыми актами.
Судьи Подольского райсуда Киева выразили надежду, что они будут услышаны судьями Верховного Суда, несмотря на то, что сейчас размер должностного оклада судьи местного суда составляет 16000 грн, а после вычета обязательных платежей составляет 13200 грн. Они надеются, что получат поддержку инициативы обращения в Конституционный Суд Украины относительно неконституционности п. 3 «Заключительных и переходных положений» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» №1774-VIII от 6 декабря 2016 года, которым размер должностного оклада судьи привязан к постоянной величине — 16000 гривен.