Новой редакцией Закона «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено, что вместо районных, межрайонных, районных в городах, городских судов будут созданы местные окружные суды. Однако в какой форме это будет сделано, в документе не прописано. И если изначально ходили слухи о простом переименовании, то теперь известно, что окружные суды объединят по несколько районов с одним центральным судом.
Одной из причин оптимизации именно в таком виде называют проблемы с нехваткой судей, когда у судов нет возможности нормально осуществлять правосудие. Однако есть и политическая составляющая, ведь к 2018 г. Президент утратит право формировать систему судов в государстве, т. е. создавать и ликвидировать их, определяя количество штатных единиц судей в каждом. Эти полномочия получит Верховная Рада. Логично, что гарант желает воспользоваться своим правом, поскольку некоторые депутаты, очевидно, захотят создать окружные суды именно на своих избирательных участках. А в политической борьбе суды — это гремучая смесь и непредвиденные последствия.
Впрочем, судьи опасаются, что такая спешка приведет к плачевным последствиям.
«Судебно-юридическая газета» запросила комментарии от судов всех регионов: от Ивано-Франковска, Закарпатья и Тернополя до Одессы и Николаева, а также судов зоны АТО. От части местных судов мы получили информацию, что с новой картой судов они не ознакомились ввиду того, что их пока не уведомили о ней (комментарии можно прочитать здесь).
Комментарий
Инна Калугина, судья Мелитопольского горрайонного суда Запорожской области
– Как предусмотрено законодательством, до конца 2017 г. Президент Украины сохраняет за собой право формировать систему судов в государстве, т. е. создавать и ликвидировать их, определяя количество штатных единиц судей в каждом. В настоящее время стало известно, что Государственной судебной администрацией разработана карта судов Украины и полным ходом идет подготовка к т.н. укрупнению судов. Вполне понятно, что Президент желает воспользоваться своим правом, которого будет лишен с января 2018 г.
К сожалению, большинству судей об этом становится известно только из специализированных изданий или социальных сетей. Как и в случае с принятым в 2016 г. Законом «О судоустройстве и статусе судей», судьи не были привлечены к разработке проекта программы оптимизации, лишены возможности предоставить свои рекомендации по этому поводу. Более того, большинству в настоящее время даже непонятно, каким образом будет происходить этот процесс. Есть опасения, что оптимизация судов, целями которой якобы являются повышение качества правосудия и экономия средств, будет иметь обратный эффект. В частности, есть риск, что в результате мы получим ограничения в доступе к правосудию, ведь не каждый человек имеет физическую и финансовую возможность ехать из одного населенного пункта в другой для решения своего спора. В чем заключается экономия средств, которая ожидается вследствие этого укрупнения, также непонятно, разве что в сокращении судейских должностей.
Выводы судебной администрации о целесообразности ликвидации одних судов и создании других для судей остаются закрытыми. Вследствие объединения судьи будут вынуждены передвигаться между населенными пунктами, что приведет не только к лишним затратам, но и к неразумному распределению рабочего времени, и только усугубит проблему соблюдения процессуальных сроков, которая и так в настоящее время стоит очень остро в связи с кадровым коллапсом в судах. Та же ситуация с делами, которые, очевидно, будут распределяться централизованно и передаваться судьям в другую местность. Как в этом случае быть с делами и материалами, которые должны быть рассмотрены в кратчайшие сроки, вообще загадка.
Так что возникает вопрос, стоит ли призрачная экономия того, что с большой вероятностью мы получим в результате этого процесса — существенного ограничения доступа граждан к правосудию и нарушения их прав, в частности, права на рассмотрение дел в разумные сроки.