“Пенсионеры-детективы”, “образцовые решения”, “ручное управление гласностью” и очередное повышение судебного сбора. Новый КАСУ заметно “потрепает” заложенный в 2004 году механизм судебного контроля над исполнительной властью. – Сергей Кивалов.
Наблюдая за тем, как галопом по европам Верховная Рада завершает рассмотрение поправок к новому Кодексу административного судопроизводства, - я не могу не беспокоиться за этот раздел законопроекта №6232 о судебной реформе.
Ситуация с КАСУ - особенная. До его принятия в 2004 году, ни предшественника этого Кодекса, ни каких-либо аналогов его положениям в Украине просто не существовало. Кодекс ввел в правовую систему Украины прогрессивный западноевропейский институт судебного контроля над органами и представителями государственной исполнительной власти - ‘Judicial Review’. Причем распространил его действие на всех субъектов властных полномочий, которых в Украине как минимум вдвое больше, чем просто в системе государственной исполнительной власти. Сформировалась стройная и эффективная система судебного рассмотрения избирательных споров, новая структура рассмотрения таможенных и налоговых, социальных споров. Речь идет о ценнейшем наследии Верховной Рады Украины четвертого созыва, и плеяды замечательных экспертов, отдавших годы подготовке и отладыванию проекта Кодекса. Которому высокое качество их работы обеспечило безусловный успех.
Все это легко разрушить, и трудно сохранить в ходе любой масштабной реформы, осуществляемой резко и поспешно. Тем более, учитывая то, какую мощную оппозицию получил КАСУ за последние 10 лет в лице широкого слоя коррумпированных чиновников и государственных управленцев авторитарного склада, которым он сильно осложнил жизнь, став эффективным инструментом защиты таких основоположных прав человека как избирательное право, право на свободу собраний и ассоциаций, право на свободу передвижения, на участие в политической жизни и в управлении государственными делами. Влияние этих оппонентов судебного контроля столь велико, что им удается уже два десятилетия блокировать принятие “спарринг-партнера” КАСУ, Административного процедурного кодекса, который должен был установить процедуры рассмотрения большинства вопросов органами публичной власти. Конечно, ими предпринимались и попытки отменить КАСУ, упразднить систему административных судов. Получив “отворот-поворот”, они добились сокращения вдвое “срока исковой давности” по административным спорам об обжаловании актов субъектов властных полномочий: с 12 до 6 месяцев, нанесли множество других болезненных ударов по эффективности административного судопроизводства. Нынешний этап судебной реформы они воспринимают как возможность выхолостить Кодекс административного судопроизводства, заблокировать его процедуры изнутри, раз уж не удалось их упразднить открыто. Эти процессы просматривались и в тексте нынешних законодательных инициатив, и во многих поправках к ним.
Насколько удастся сохранить эффективность судебного контроля над представителями власти в новом КАСУ? Окончательный ответ на этот вопрос дадут время и правоприменительная практика. Но предварительную оценку дать попытаюсь.
Есть и хорошая новость. Пенсионный фонд, Социальные фонды, Органы трудоустройства и занятости и все их органы на местах по новому Кодексу будут платить судебный сбор (сегодня они от него освобождены). У них появится стимул не обжаловать решения административного суда, вынесенные в пользу пенсионера или получателя социальных выплат. Однако, чтобы порадоваться неподаче оппонентом апелляционной жалобы, сначала нужно выиграть спор в первой инстанции, для чего подать административный иск, преодолев новые препятствия, указанные выше.
Вышеперечисленное в совокупности означает фундаментальное изменение подхода нового КАСУ к истцу. Начиная с 2005 и последующие годы, истец - это гражданин, беспомощный перед своим обидчиком - мощным бюрократическим аппаратом. Он обращается за защитой в административный суд, и судья, проверив его притязания на честность и достоверность, образно говоря, становится на сторону гражданина-истца: скрупулезно раскладывает “по кирпичикам” позицию ответчика, строго ее оценивает по множеству критериев, истребует доказательства, устанавливает сроки, выполняет функции защитника истца.
Новый КАСУ многое меняет. Теперь истец должен заранее собрать все доказательства, которые в большинстве случаев в руках ответчика, провести, своего рода, детективное расследование уклонения чиновников от предоставления ему документов, изобличить их, быстро и безупречно оформить имеющиеся доказательства и ходатайства суду об истребовании отсутствующих, и только тогда идти в суд. В суде ему потребуется или помощь опытного адвоката, или собственная адвокатская или следственно-прокурорская квалификация, чтобы это правильно аргументировать. А теперь давайте учтем, что, почти каждый пятый истец - это пенсионер, инвалид, пожилой, больной и малообеспеченный человек. У него, в большинстве случаев, нет юридического образования, не то что квалификации следователя, адвоката или прокурора. Он с трудом доходит до аптеки и в булочную. Денег нанять детектива или “договорного” адвоката у него тоже нет. А новый КАСУ требует от него сперва обернуться “Шерлоком Холмсом” - быстро и энергично отыскать все улики, изобличающие умысел чиновников, скрывающих факты и документы, затем стать юрким офис-менеджером, шустро копирующим и компилирующим документы, наконец, перевоплотиться в “Федора Плевако” и сразить судью безупречной аргументацией. И все это - в сжатые сроки. К сожалению, это - не шутка, а кем-то хорошо продуманные последствия введения новых норм КАСУ. Последствия самые серьезные, прямо ограничивающие доступ к судебной защите.
Некоторой компенсацией в вопросе защиты прав и интересов граждан административным судом смогут стать общие для новых КАСУ, ГПК и ХПК нормы о неприменении судом Закона, к выводу о несоответствии Конституции которого суд пришел самостоятельно, система электронной документации о которых я писал ранее. Что касается прямо не предусмотренного законом (но не противоречащего закону) способа защиты прав и законных интересов лица - то им административные суды обладают и по ныне действующему КАСУ.
Система кассационного обжалования изменится так же как и в гражданском и хозяйственном процессе. На смену Высшему административному суду придут коллегии, палаты, объединенная палата Кассационного административного суда в составе Верховного Суда, и большая палата Верховного Суда. Так же как и в смежных типах судопроизводства, при необходимости отступить от установившейся практики, эти подразделения будут передавать дело «снизу вверх», вплоть до большой палаты Верховного Суда. То есть, устанавливаются общие правила – и возникает общий для КАСУ, ГПК и ХПК вопрос: что делать, если коллегия или палата отступит от практики других коллегий, палат, кассационных судов, большой палаты – а дело передавать не станет, а примет решение вразрез с практикой? Что делать, если такое явление станет массовым? Ответов на этот вопрос новый КАСУ, равно как и другие новые процессуальные кодексы, и изменения в Закон «О судоустройстве» - не дают.
Вместо этого, новый КАСУ предлагает яркую новацию. Речь идет об “образцовом административном деле”. Верховный Суд принимает к своему производству как суд первой инстанции (!) типовое административное дело, и постановляет в этом деле “образцовое решение”. Источником “образцовых административных дел” станут нижестоящие административные суды, в производстве которых накопилось достаточное количество подобных дел. Они будут обращаться в Верховный Суд со специальным ходатайством. Коллегия из 5 судей Верховного Суда будет решать, открывать ли производство в “образцовом деле”. В “образцовом решении” Верховный Суд даст не только, собственно, образец правоприменения при разрешении подобных споров. В помощь судьям административных судов, ВС будет обязан, в каждом случае, указать признаки такого типового дела, а также обстоятельства, при которых применение права может быть иным, нежели в этом конкретном образцовом решении Верховного Суда. Ч.1 ст.291 дает административному суду полномочие приостановить производство в типовом административном деле, по типу которого ВС рассматривает образцовое дело. После вступления в силу образцового решения ВС, возобновляется и производство по типовым административным делам этого образца. Однако, решение административного суда по типовому делу можно будет обжаловать и в апелляции, и в кассации. Хотя, в последнем случае, основания для обжалования сужены - парадокс остается. Однотипные дела, для уменьшения числа судебных инстанций по которым введен институт образцового решения, - будут в итоге рассматриваться тем же количеством судебных инстанций, что и обычные дела. Где тут логика, и в чем польза? В том, что судьи административных судов получат руководство для разрешения однотипных дел? Так они и так бы его получили, из обязательных заключений в решениях Верховного Суда по подобным делам. Возможно, осмысление этого, безусловно, нужного, механизма составителями официальных реформаторских законопроектов - еще впереди. А вслед за осмыслением - и совершенствование. Ведь сомнений в актуальности этого института - быть не должно. Доказательство тому - успешный механизм “пилотных решений” Европейского суда по правам человека, которым, видимо, и вдохновились авторы данной новеллы в КАСУ.
В отношении обеспечения иска по избирательным спорам, профильный комитет частично учел 8 поправок народных депутатов и исправил ошибку первой редакции законопроекта, запрещавшей обеспечение судом административных исков этой категории. Компромиссное решение - иски будут обеспечивать. Но так, чтобы меры обеспечения иска, применяемые судом, не останавливали, не делали невозможным или иным образом не нарушали непрерывности избирательного процесса.
Резюме: конструкция судебного контроля за решениями, действиями и бездействиями субъектов властных полномочий, заложенная Кодексом административного судопроизводства 2004 года, большей частью сохранилась в новом КАСУ – но ей причинен существенный ущерб. Детали – покажет судебная практика применения нового Кодекса. Что уже сейчас можно посоветовать потенциальным истцам? Собирайте всю документацию загодя, не ждите «Часа Ч». Новый КАСУ нетерпим к промедлению, а судье дает меньше возможностей, посочувствовав, помочь Вам исправить оплошность, допущенную в подготовке к процессу. Будьте готовы к неприятным сюрпризам: в процессе применения нового Кодекса может выясниться, что многие, привычно обжалуемые, определения суда - обжаловать будет нельзя. И … копите деньги на адвоката и судебный сбор.