Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
Спор о том, насколько справедливо начислено судейское вознаграждение за январь 2017 года, продолжается.
Так, Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2016 года (п. 23) установлено, что до прохождения квалификационного оценивания судья получает судейское вознаграждение, определенное в соответствии с положениями Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей, принятого в 2010 году.
Размер должностного оклада судьи, кроме указанного в п. 23 настоящего раздела, составляет:
1) с 1 января 2017 года:
а) для судьи местного суда — 15 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, размер которого установлен на 1 января календарного года;
б) для судьи апелляционного суда и высшего специализированного суда — 25 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, размер которого установлен на 1 января календарного года;
в) для судьи Верховного Суда — 75 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, размер которого установлен на 1 января календарного года.
Таким образом, для судей, прошедших оценивание, оклад должен составлять 15 прожиточных минимумов, а для тех, кто его не проходил, — определяться по предыдущему закону от 2010 года.
В ст. 133 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2010 года, которая не утратила силу, определено, что судейское вознаграждение регулируется настоящим Законом, Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» и не может определяться другими нормативно-правовыми актами.
Должностной оклад судьи местного суда устанавливается в размере 10 минимальных заработных плат.
Как отмечает судья Кировоградского окружного административного суда Роман Брегей, в настоящее время в ст. 133 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (с 2010 года) не были внесены изменения.
«Поскольку судейское вознаграждение не может определяться другими законами, то размер должностного оклада судьи местного суда, который еще не прошел оценивание, с 1 января 2017 должен составлять 32 тыс. грн», — подчеркнул судья.
Но Государственная судебная администрация (далее — ГСА) думает иначе.
Так, как отмечает Роман Брегей, позиция ГСА состоит в том, что должностной оклад судьи местного суда, который не прошел оценивание, составляет 16 тыс. грн (10 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц), а судьи, который прошел оценивание, — 24 тыс. грн (15 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц).
ГСА обращает внимание о существовании предписаний Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 6 декабря 2016 года.
Так, этим нормативно-правовым актом, вступившим в силу с 1 января 2017 года, установлено следующее:
«Установить, что минимальная заработная плата после вступления в силу настоящего Закона не применяется как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и других выплат. До внесения изменений в законы Украины относительно неприменения минимальной заработной платы как расчетной величины она применяется в размере 1600 грн».
Впрочем, данным законом не вносились изменения в ст. 133 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (с 2010 года).
Следовательно, как считает судья, данная норма об ограничении выплат не может приниматься во внимание при начислении судьям вознаграждения.
Более того, если в данном случае изменения будут внесены, то часть судей местных судов получит совсем другую заработную плату по отношению к другой части, выполняя по объему одинаковую работу.