Действительно ли Нацагентство будет помогать в возвращении арестованных активов, или это очередной орган по борьбе с коррупцией, на деятельность которого государство будет тратить большие деньги?
Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Ситуация с возвратом государству арестованных активов на сегодня сложилась непростая. Как утверждают эксперты, только 78 382 грн из ожидаемых 7,74 млрд, конфискованных от коррупционных преступлений, было возвращено украинцам в первой половине с. г. По мнению специалистов, положение поможет исправить Национальное агентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Оно было создано в феврале с. г. с целью упорядочения процесса управления имуществом, арестованным во время досудебного расследования коррупционных преступлений, а также получения прибыли от реализации активов, конфискованных у коррупционеров по решению суда.
Напомним, создание этого органа было одним из требований Европы в вопросе визовой либерализации. Соответственно, на его создание из государственного бюджета выделяются большие средства. Возникает вопрос: действительно ли это агентство будет помогать в возвращении арестованных активов, или это очередной орган по борьбе с коррупцией, на деятельность которого государство будет тратить большие деньги? Во всем этом пыталась разобраться «Судебно-юридическая газета».
Во исполнение требований ЕС
Еще в ноябре прошлого года Верховная Рада Украины приняла ряд законопроектов по усилению антикоррупционного законодательства. Их принятие было в числе обязательств украинской власти в контексте плана действий по визовой либерализации. В этот пакет вошел и Закон «О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений». А уже в феврале с. г. постановлением Кабинета министров №104 от 24.02.2016 «О создании Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений» был создан и сам этот орган.
«Парламент принял ряд законов, которые были инициированы правительством, по усилению антикоррупционного законодательства. Сейчас правительство выполнило свой долг и приняло постановление о создании Национального агентства по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными коррупционным путем», – прокомментировал тогда ситуацию министр юстиции Павел Петренко. По его словам, аналогичные органы существуют во всех без исключения странах Европейского Союза. Они имеют возможность по запросу следователя оперативно получить информацию о средствах, имуществе и других зарубежных активах лица, которое подозревается в совершении преступления.
По запросам
Планируется, что Нацагентство по запросу правоохранительных органов будет осуществлять поиск активов как в Украине, так и за рубежом, вести реестр арестованного и конфискованного по уголовным производствам имущества и управлять им. Согласно идее разработчиков профильного закона, агентство должно получить полный доступ ко всем национальным реестрам и предоставлять необходимую информацию из них на запросы правоохранительных органов в течение короткого срока. Таким образом, уверяют специалисты, удастся существенно оптимизировать работу Генеральной прокуратуры, Службы безопасности, Министерства внутренних дел, Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро и Государственной фискальной службы. Также агентство будет сотрудничать с аналогичными органами других стран, что позволит определять наличие полученного незаконным путем имущества украинских граждан на их территории.
Ст. 10 Закона №772-VIII от 10.11.2015 «О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений» говорит о том, что с целью выполнения своих функций нацагентство по решению своего председателя или его заместителя истребует и бесплатно получает в установленном законом порядке от государственных органов, органов местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения его обязанностей. Субъекты, которым адресован такой запрос, обязаны предоставить соответствующую информацию безотлагательно, но не более, чем в течение 3 рабочих дней со дня его поступления. В случае невозможности предоставления информации субъект должен безотлагательно сообщить об этом агентству в письменной форме с обоснованием причин. По обращению соответствующего субъекта Национальное агентство может продлить срок предоставления информации не более, чем на 2 календарных дня. Непредоставление Нацагентству по его запросу информации, предоставление заведомо недостоверной информации или не в полном объеме, нарушение установленных законом сроков ее предоставления, уведомление третьих лиц о том, что о них собирается такая информация, запрещаются и влекут за собой ответственность, предусмотренную законом.
Кроме того, Нацагентство имеет доступ к Единому реестру досудебных расследований (в порядке и объеме, определенном общим приказом Генеральной прокуратуры Украины и Национального агентства); автоматизированным информационным и справочным системам; реестрам и банкам данных, держателями (администраторами) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления; пользуется государственными, в т. ч. правительственными средствами связи и коммуникации, сетями специальной связи и другими техническими средствами и пр.
Таким образом, исходя из норм закона, одной из основных функций агентства будет истребование в установленном законом порядке в короткие сроки (максимум 5 дней) информации от государственных органов, органов местного самоуправления и предоставление ее другим правоохранительным органам. Сейчас же, к примеру, следователи, по словам экспертов, ожидают ответов на запросы в течение достаточно длительного времени, что иногда более 3 месяцев.
Но возникает вопрос: если это одна из основных функций агентства, не легче ли было бы просто открыть реестры для правоохранительных органов и предоставить им возможность быстро получать ответы на свои запросы? Неужели вместо того, чтобы внести изменения в законодательство, проще создать целый новый орган?
Как утверждают специалисты, само по себе Национальное агентство не является правоохранительным органом. «Оно не может самостоятельно арестовывать имущество, а призвано предоставлять помощь действующим правоохранительным органам, таким как Специальная антикоррупционная прокуратура, Национальное антикоррупционное бюро, Государственное бюро расследований и др.», – отметила член конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность руководителя Нацагентства, исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк. Однако законом предусмотрено, что агентство может составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесенных законом к его полномочиям, и применяет предусмотренные законом меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях. Кроме того, оно имеет счета в органах Государственной казначейской службы Украины и государственных банках.
Юрисдикция агентства будет распространяться на имущество, на которое наложен арест без права пользования. Для распоряжения таким имуществом агентство будет определять третьих лиц на основе открытого конкурса. Реализоваться это имущество будет преимущественно после вступления в законную силу решения суда. Исключение составит лишь имущество, которое быстро теряет ценность или может испортиться. А чтобы работу нового органа могла оценить общественность, на его базе будет создан реестр арестованного имущества с указанием фамилий следователей, которые инициировали аресты, и судей, принявших соответствующие решения.
По словам специалистов, для того, чтобы быстро обрабатывать огромные массивы информации, необходимо разработать специальное программное обеспечение. В агентстве также создадут единый реестр, который будет отражать ситуацию со всем арестованным имуществом. «Это будет единый консолидированный реестр, где будут собирать информацию с описанием имущества и деталями относительно судей и следователей, которые наложили аресты», – отметила Д. Каленюк. Если в определенный момент арест с имущества сняли, эта информация также будет отображаться в реестре.
При этом агентство будет осуществлять управление арестованным имуществом, стоимость которого превышает 200 минимальных заработных плат. Это будет касаться исключительно арестов имущества с лишением права пользования. В случае ареста счетов средства с них будут перечисляться на специальный депозитный счет агентства в государственном банке. Если в итоге суд примет решение в пользу владельца, эти деньги вместе с начисленными процентами будут переходить в его собственность, если нет – в собственность государства. Также агентство сможет проводить оценку и передавать на реализацию имущество, которое со временем теряет стоимость, если это подтверждает соответствующее решение суда. Его оценку перед продажей должны проводить независимые эксперты, а вырученные средства также будут помещаться на специальный депозитный счет до решения суда. Конфискованное имущество стоимостью более 10 тыс. минимальных зарплат будет реализовываться агентством через межведомственную комиссию по вопросам реализации активов.
Конкурс
Комиссия по отбору кандидата на должность председателя агентства была создана распоряжением КМУ №244-р от 30.03.2016 «Об утверждении состава конкурсной комиссии по отбору кандидата на должность председателя Национального агентства по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений». В ее состав вошли: 3 человека, определенные Верховной Радой, и по одному человеку, определенному Генеральным прокурором, директором Национального антикоррупционного бюро Украины, министром юстиции, председателем центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, министром финансов – всего 9 человек. В основном это эксперты-юристы, представители антикоррупционных общественных организаций и журналисты. Именно на этих людей возложена функция по отбору кандидата на должность руководителя нового органа.
Конкурс был объявлен в начале июля с. г. «Первый шаг для запуска работы агентства сделан. Будущему директору придется решать проблему возврата коррупционных и других преступных активов. По запросу правоохранительных органов агентство будет осуществлять поиск активов как в Украине, так и за рубежом, вести реестр арестованного и конфискованного имущества по уголовным производствам, управлять таким имуществом прозрачным для государства и граждан способом. Именно поэтому руководитель Нацагентства должен быть юристом и иметь не менее 5 лет опыта работы, а также не иметь партийного прошлого и кураторов во власти», – заявил председатель конкурсной комиссии Андрей Стельмащук. Кроме того, кандидат на пост главы Нацагентства по возврату активов должен владеть государственным языком и иметь украинское гражданство, не быть судимым и пройти специальную и имущественную проверку – подать декларацию о доходах и расходах за последний год.
По информации конкурсной комиссии, отбирать кандидатов будут до середины сентября, а сам конкурс будет проходить в 2 этапа: тестирование и собеседование. Финальное решение о том, кто будет управлять арестованным и конфискованным имуществом коррупционеров и других преступников, комиссия планирует принять 16 сентября. Пока что на заседаниях, которые проходят в Кабмине, члены комиссии рассматривают анкеты кандидатов на предмет соответствия их требованиям закона и определяют, кто из кандидатов подходит. Однако уже вскоре отобранные кандидаты будут проходить остальные этапы конкурса.
Сейчас на должность руководителя агентства претендуют 20 человек. Примечательно, что среди них есть работник банка, старший научный сотрудник Национальной юридической библиотеки, начальник районного отдела исполнительной службы, прокурор местной прокуратуры, заместитель директора департамента государственной регистрации и нотариата Министерства юстиции, консультант по правовым вопросам секретариата правоохранительного Комитета ВР, доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета КНУ им. Т. Шевченко. Кроме того, на должность претендует заместитель министра юстиции Антон Янчук.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Дарья Каленюк, член конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность руководителя Нацагентства
– Основная функция Нацагентства в Украине будет состоять в доступе к информации, которая находится в реестрах, и ее анализе. Должно быть создано ПО, которое будет собирать, анализировать эту информацию и в течение 3 дней предоставлять ее следователям. За границей – это контакты с аккредитованными аналогичными агентствами, в первую очередь Европейского Союза, и быстрое предоставление по запросам украинских и иностранных следователей информации относительно активов в Украине. К примеру, когда были наложены санкции ЕС относительно активов Януковича и его соратников, прокуратура направляла запросы о международной правовой помощи во все страны Европейского Союза, но на них никто не отвечал. Так запросы о международной правовой помощи не формируются. На данный момент информацию о счетах в международных банках могут предоставить только по доброй воле иностранной стороны. Но когда мы создадим орган, который будет аккредитован и сертифицирован, этот процесс станет намного проще и быстрее.
Что касается состава самого агентства, то по закону в нем предусмотрено не больше 100 работников. По идее, по решению руководителя агентства будут созданы департаменты по розыску активов (он будет меньше) и по управлению арестованным и конфискованным имуществом. Должен быть проведен конкурсный отбор работников. В законе также предусмотрена гарантированная заработная плата. Она будет не такой, как у работников НАБУ или Спецпрокуратуры, однако больше, чем у обычных государственных служащих. У руководителя Нацагентства с разными надбавками должно быть в районе 30 тыс. грн, у его заместителей – немного меньше, а у рядовых работников агентства – около 15 тыс. грн.
Однако при этом есть дополнительные гарантии независимости. Хотя Нацагентство подчиняется Кабмину, оно имеет инструменты, которые обеспечивают его беспристрастность и независимость. При этом агентство ежегодно подает отчет, где детально описано, какие активы взяты в управление, что с ними происходило и т. д. Также оно проходит внешний аудит качества управления активами и ежегодную внешнюю оценку. Иностранные эксперты также будут оценивать, как сработало агентство. Должен быть общественный совет с высокими полномочиями и отдельная строка финансирования в государственном бюджете. Это неплохой набор инструментов для того, чтобы агентство нормально работало.
Андрей Стельмащук, председатель конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность руководителя Нацагентства
– Основная цель Нацагентства следует из его названия – разыскивать, выявлять и управлять теми активами, которые были получены от коррупционных либо других преступлений. Особенность этого агентства состоит в том, что оно хоть и является государственным органом, но не будет зависеть ни от одного правоохранительного органа. Это вселят надежу, что работа по выявлению активов, которые были украдены у народа Украины, будет проходить более прозрачно. Соответственно, общественность будет иметь больше информации о том, что происходит, сколько денег было возвращено и насколько эффективно эти деньги используются.
Почему это важно? Можно сказать, что в 2014 г., сразу после того, как В. Янукович покинул страну, ГПУ жонглировала разными цифрами относительно того, сколько активов было украдено у народа Украины – от $30 до 100 млрд. И на сегодня, к сожалению, такое негативное явление, как коррупция, не исчезло. Кража активов продолжается, поэтому создание данного агентства является актуальным. Если представить себе масштабы таких хищений, то можно ожидать, что возврат этих денег позволит нашему государству значительно улучшить финансовое состояние.
На данный момент мы пребываем на первом из трех этапов отбора на должность руководителя Нацагентства. Сейчас мы решаем, кто из кандидатов подходит, т. е. соответствует требованиям закона. Те, кто пройдут первый этап, примут участие в следующих – тестировании и собеседовании. У нас достаточно достойный перечень кандидатов, есть из кого выбирать.
У руководителя Национального агентства, на мой взгляд, достаточно сложное задание – ему нужно не только разобраться с деятельностью этого органа, а, собственно, создать его с чистого листа. Потому что на сегодняшний день есть только закон, постановление и распоряжения КМУ, которые регулируют деятельность агентства, а все остальное – материально-техническое обеспечение, личный состав и т. д. – возлагается на плечи руководителя. Поэтому это должен быть не рядовой человек, а тот, кто имеет государственное видение и сможет его реализовать в сложных условиях.
Планируется, что Нацагентство по запросу правоохранительных органов будет осуществлять поиск активов как в Украине, так и за рубежом, вести реестр арестованного и конфискованного по уголовным производствам имущества и управлять им.
Согласно идее разработчиков профильного закона, агентство должно получить полный доступ ко всем национальным реестрам и предоставлять необходимую информацию из них на запросы правоохранительных органов в течение короткого срока.
Юрисдикция агентства будет распространяться на имущество, на которое наложен арест без права пользования. Для распоряжения таким имуществом агентство будет определять третьих лиц на основании открытого конкурса. Реализовываться имущество будет преимущественно после вступления в законную силу решения суда. Исключение составит имущество, которое быстро теряет ценность или может испортиться. Чтобы общественность могла оценить работу учреждения, будет создан реестр арестованного имущества с указанием фамилий следователей, которые инициировали аресты, и судей, принявших соответствующие решения.
Агентство будет осуществлять управление арестованным имуществом, стоимость которого превышает 200 минимальных зарплат. Это будет касаться исключительно арестов имущества с лишением права пользования. При аресте счетов средства с них будут перечисляться на специальный депозитный счет агентства в государственном банке. Если в итоге суд примет решение в пользу владельца, эти деньги вместе с начисленными процентами будут переходить в его собственность, если нет – в собственность государства.
По информации конкурсной комиссии, отбирать кандидатов будут до середины сентября, а сам конкурс будет проходить в 2 этапа: тестирование и собеседование. Финальное решение о том, кто будет управлять арестованным и конфискованным имуществом коррупционеров и других преступников, комиссия планирует принять 16 сентября.