Какие изменения претерпели нормы в этом году
Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Несмотря на то что вокруг так называемого налога на недвижимость в последние годы идут жаркие споры, большинство украинцев пока так и не почувствовали его действие на своих кошельках. После внедрения этого налога в 2014 г. в течение 2 лет, по статистическим данным, его платили всего 40 тыс. человек. А все потому, что изначально по этому налогу были предусмотрены достаточно обширные льготы, которые фактически исключили подавляющее большинство недвижимости из базы налогообложения. В частности, налогом не облагались квартиры площадью менее 120 кв. м и дома площадью менее 250 кв. м.
Однако в этом году количество плательщиков налога на недвижимость может увеличиться, поскольку по итогам 2015 г. жители Украины будут платить его по новым правилам, внедренным Законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» от 28 декабря 2014 г. Согласно законодательству, период уплаты налога на недвижимость для физлиц-владельцев домов и квартир начался с 1 июля, а новые правила, кроме прочего, сократили необлагаемую этим налогом площадь со 120 до 60 кв. м для квартир и с 250 до 120 кв. м для домов.
С сожалением отметим, что владельцы обычных 3-комнатных квартир (по стандарту их метраж – 64 кв. м) уже в этом году заплатят государству за «излишние» 4 м. Налог за 2015 г. платится по максимуму. Он составит 2% от минимальной заработной платы, утвержденной на начало налогового периода (того же 2015 г.), т. е. 27 грн за каждый «лишний» квадрат. 4 кв. м × 27 = 108 грн – это та максимальная сумма, которую, владелец стандартной трешки заплатит государству за благо иметь «излишки». Рассчитаться с государством нужно в течение 60 дней после получения от органа ГФС налогового уведомления. К этому документу прилагается квитанция с реквизитами для его оплаты.
Кто и сколько должен казне
В последнее время украинцы все больше ощущают на себе «заботу» государства, которое неустанно работает над проблемой наполнения казны за счет своих граждан. Одним из предназначенных для этого механизмов и станет налог, прозванный в народе «налогом на роскошь». Правда, в данном случае «роскошью» в понимании законодателя являются не только особняки и многоуровневые квартиры депутатов и чиновников, но и пристройки типа сараев у бабушек в деревне.
История знает много интересных налогов. Например, наши предки платили налог на окна или дымоходы. Войдет ли внедренный украинским законодателем налог «на лишние метры» в историю как парадоксальный или принесет все же пользу, покажет время. А пока попробуем разобраться, за что же мы должны будем заплатить державе.
Как уже отмечалось, излишками считается все, что превышает 60 кв. м для квартир, 120 кв. м для домов и 180 кв. м для дома и квартиры соответственно. При этом деньги будут брать и за нежилые помещения, и именно эта норма подвергается наибольшей критике. Эксперты приводят пример: если в селе у человека, кроме дома, есть курятник, погреб, сарай, гараж, летняя кухня, беседка, мастерская, уличная уборная и пр., и все это вместе превышает лимит по метражу, по новому закону это и есть та «роскошь», за которую придется заплатить.
Но и это еще не все. Законом Украины №909-VIII от 24.12.2015 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» внесен еще ряд изменений в Налоговый кодекс, в т. ч. относительно налогообложения недвижимого имущества, отличного от земельного участка. Эти изменения вступили в силу с 1 января с. г. В частности, пп. 266.7.1 п. 266.7 ст. 266 НКУ дополнен пп. г следующего содержания: при наличии в собственности налогоплательщика объекта (объектов) жилой недвижимости, в т. ч. доли, находящейся в собственности физического или юридического лица-налогоплательщика, общая площадь которой превышает 300 кв. м (для квартиры) и/или 500 кв. м (для дома), сумма налога, рассчитанная в соответствии с подпунктами а – г настоящего подпункта, увеличивается на 25 тыс. грн в год за каждый такой объект жилой недвижимости (его часть). Проще говоря, если площадь всех перечисленных выше построек в совокупности с метражом жилого дома превысит 500 кв. м, владельцу «роскоши» придется дополнительно заплатить 25 тыс. грн в год.
Однако спешим сообщить, что хоть критика этих норм и имеет основания, в бескомпромиссности их обвинить нельзя. В связи с теми же изменениями в Налоговый кодекс, вступившими в силу с 1 января 2016 г., налогообложение недвижимости – теперь не обязательная норма. Закон гласит, что ставки налога для объектов жилой или нежилой недвижимости, находящихся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин. Это значит, что если городской или сельский совет населенного пункта вовремя не проголосует и не установит ставки, налог в данном населенном пункте может не взыматься. Более того, те же уполномоченные органы могут принять решение не взымать данный налог вообще.
«Налогом будет облагаться как жилая недвижимость, так и нежилая. Самое главное, что теперь решения по ставкам и льготам при налогообложении недвижимости принимают местные советы, поскольку этот налог будет поступать в местные бюджеты, и громада может распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. Причем закон предоставляет местным советам право вообще отказаться от налога на недвижимость в регионе. Если им не нужны деньги на строительство дорог, школ, ремонт больниц и т. д. – пусть. Это их ответственность и их решение», – прокомментировал начальник отдела администрирования имущественных налогов департамента доходов и сборов с физических лиц Государственной фискальной службы Украины Юрий Тимощук.
Если же решение принято вовремя, и власти решили, что налог с населения будет собран, закон ограничит их в процентной ставке. Она, согласно вновь принятым нормам, не может превышать 3% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв. м налогооблагаемого имущества. Отметим, что до внесения изменений данная ставка составляла 2%, поэтому физлица будут платить по новым ставкам только в 2017 г. В этом году, повторимся, граждане должны оплачивать недвижимость по ставкам, которые действовали в 2015 г.
Важно также, что физлица оплачивают налог раз в год, до 28 августа, а уведомления о суммах орган ГФС должен отправить адресатам до 1 июля. Причем налоговики пугают, что если уведомление не пришло, так как у фискальной службы не было информации о том или ином имуществе, радоваться не стоит – когда недвижимость внесут в реестр, придется оплатить долг. «Во всех странах Европы и в большинстве стран мира этот налог существует, и граждане его платят. В Украине он уплачивается в местный бюджет населенного пункта, где проживают граждане, владеющие недвижимостью. В связи с децентрализацией и реформой органам местного самоуправления предоставлено больше полномочий и больше возможностей. Такие средства действительно поступают в местный бюджет, и местные власти являются их распорядителем», – отмечает Ю. Тимощук.
Отметим, что за неуплату налога предусмотрены штрафы. Так, за отсрочку оплаты на 30 дней будет начислен штраф в размере 10% от суммы налога. Если плательщик отложил оплату более чем на 30 дней, он может ожидать еще плюс 20% к сумме основного налога. В свою очередь, держава позаботилась об удобстве граждан, и налогоплательщику не нужно искать счет для уплаты налога или подбирать какое-то специальное финансовое учреждение – он может зайти в любой банк и заплатить налог. Эти платежи также могут принимать местные органы самоуправления – сельские, поселковые, городские советы.
Налог на имущество, которого нет
С определенными сложностями могут столкнуться жители, которые пострадали от боевых действий на Востоке Украины. Имеются в виду случаи, когда таким людям придут уведомления-решения контролирующих органов о необходимости уплаты налога, а самого имущества в результате проходящих боевых действий уже нет, или оно непригодно для жилья. Юристы отмечают, что такие документы по своей сути не являются законными, поскольку в подобных ситуациях отсутствует объект налогообложения (ведь он был разрушен из-за военных действий). Однако Фискальная служба Украины никаким образом не проверяет подобные изменения, а подтвердить факт уничтожения имущества тем или иным способом довольно сложно. Более того, даже если предоставить подтверждающие документы, сотрудники налоговой не смогут помочь, так как не разработан соответствующий порядок «исключения из правил».
В 2013 г. турецкая налоговая служба заплатила 7 млн лир тем, кто донес на неплательщиков налогов. В Турции можно заработать 10% вознаграждения от налоговой, если сдать неплательщика. С каждым годом количество доносчиков, а значит, и сумма их гонораров растет
«Налогом будет облагаться как жилая недвижимость, так и нежилая. Самое главное, что теперь решения по ставкам и льготам при налогообложении недвижимости принимают местные советы, поскольку налог будет поступать в местные бюджеты, и громада может распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. Более того, закон предоставляет местным властям право вообще отказаться от налога на недвижимость в регионе. Если им не нужны деньги на строительство дорог, школ, ремонт больниц и т. д. – это их ответственность», – начальник отдела департамента доходов и сборов с физлиц ГФС Юрий Тимощук
Комментарий ЭКСКЛЮЗИВ
Алена Бабак, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства
– Налог на так называемые излишние квадратные метры действительно есть, но закон гласит, что ставку этого налога определяет местный орган власти. И он имеет право установить ставку этого налога на уровне 0%. Все зависит от того, есть ли у этого органа, например, у председателя сельского совета средства, чтобы финансировать деятельность сельсовета. Если люди хотят иметь дороги, сельский совет может пустить деньги от этого налога на ремонт дорог. Конечно, это теория вопроса, на практике ни один председатель не захочет установить налог на сараи или другие пристройки, и он имеет право этого не делать.
Во всем мире местные общества содержатся за счет налога на недвижимость. У нас проблема в том, что есть и налог на землю, и налог на недвижимость. Как правило, выбирается что-то одно, но все эти деньги идут в местный бюджет на оплату, например, коммунальных услуг. Человек должен понимать, что если он заплатил налог за свой сарай, то эти деньги пошли на вывоз мусора, ремонт дороги и т. д. Или должны быть так называемые бюджеты развития. Я в свое время давала такую правку: чтобы можно было объяснить людям, зачем этот налог, надо создать так называемый бюджет развития и показать, что деньги идут на развитие того населенного пункта, где проживают сами налогоплательщики. Но депутаты эту правку не поддержали. Теперь я понимаю, что собрать такой налог будет непросто. Хотя в теории люди, конечно, могут проконтролировать, куда тратятся эти деньги.