Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Комментарий ЭКСКЛЮЗИВ
Андрей Щербина, первый заместитель генерального директора КП «Главный информационно-вычислительный центр»
– Мы перешли на новую автоматизированную систему, которая позволяет банковским учреждениям Киева получать информацию о совершении начислений потребителям и отчитываться о проведенных оплатах в режиме онлайн. До сегодня обработка платежей осуществлялась в полуавтоматическом режиме. Это когда правая часть обычной бумажной квитанции отрывалась, оставалась в банке, обрабатывалась там, а потом данные из всех банков передавалась в ГИВЦ для сканирования или ручного ввода в систему. Внедрение уведомлений сократит время обработки платежей до суток, тогда как ранее это занимало 3–5 дней.
Благодаря штрих-коду, который можно будет сканировать в отделениях банков, платежи будут приниматься быстрее, а значит, существенно уменьшатся очереди. Кроме того, это позволит избежать подделок платежек. Если житель потеряет свое сообщение, в отделении банка для уплаты достаточно будет назвать адрес. Счет-сообщение будет содержать QR-код, с помощью которого можно со своего смартфона сразу войти в «личный кабинет» на сайте КП ГИВЦ для проведения онлайн-уплаты банковской карточкой. Оплата может производиться «Картой киевлянина» и картой «Моя карта» АО «Ощадбанк» без дополнительной комиссии.
Многим украинцам хоть раз в жизни приходилось сталкиваться с ситуацией, когда в платежке за коммунальные услуги возникал непонятный долг. Приходилось идти на «разборки» в ЖЭК или даже на прием к поставщику услуги, а там обычно выяснялось, что произошел какой-то сбой в системе, или деньги в связи с затянувшейся банковской операцией не успели поступить вовремя. Отныне таких проблем быть не должно. Во всяком случае, не в столице и не с таким поставщиком, как ОАО «АК «Киевводоканал». Так, участники пресс-брифинга «Киевлян переведут на новый режим оплаты коммуналки» рассказали о новом порядке начисления за услуги, предоставляемые ОАО «АК «Киевводоканал», а также провели некий инструктаж по оплате коммунальных услуг по новому виду бланков, которые будут именоваться «сообщениями».
Что нового
Платежки за придомовую территорию, холодную воду и водоотвод, которые киевляне получают от ГИВЦ (КП «Главный информационно-вычислительный центр»), изменят «внешность» (см. образец). Вместо привычных платежных квитанций киевляне будут получать уведомления, и те будут визуально отличаться от предыдущих квитанций, поскольку в них не будет правой части – той, которая являлась своеобразной квитанцией об оплате и оставалась у собственника после оплаты. Кроме того, новая квитанция будет содержать QR-код, позволяющий попасть на страницу КП «ГИВЦ» и осуществить платежи в режиме онлайн. Как рассказал представитель ГИВЦ, такой возможностью уже воспользовались более 10% киевлян.
Ожидают жителей столицы и другие новшества. К примеру, заплатить в банке можно будет даже без бумажной платежки – достаточно лишь назвать кассиру адрес квартиры, за которую вносится плата. Для того, чтобы разобраться со всеми нововведениями, жителям столицы дадут так называемый переходной период – постепенный переход от платежных квитанций на оплату коммунальных услуг к уведомлениям начнется уже с июля.
По заявлению инициаторов идеи, внедрение нового формата платежных документов, прежде всего, сократит время обработки платежей с 5 до 1 суток. Еще одним важным преимуществом уведомления станет то, что не останется возможности его подделать, ведь в нем не будут указываться реквизиты получателя средств, как это было в квитанции – всю необходимую информацию банковские учреждения будут получать в режиме онлайн по защищенным каналам связи. Об этом во время брифинга рассказал первый заместитель генерального директора КП «Главный информационно-вычислительный центр» Андрей Щербина. По его словам, участниками электронной системы обмена информацией для обработки платежей за жилищно-коммунальные услуги стали почти все банковские учреждения столицы.
Киевлян предупреждают, что в июле квитанции на оплату будут состоять из двух частей: обычной платежки за жилищно-коммунальные услуги и описанного выше уведомления, в котором содержится подробная информация о начислении, субсидиях, льготах и сумме к оплате. Сделано это для адаптации горожан к формату счета нового образца. «Уже с этого месяца киевляне получают два документа: первый – это обычная квитанция, которую они получали в течение многих лет (она будет расположена в верхней части документа), и новое сообщение без реквизитов, чтобы люди имели возможность выбирать, платить в обычном режиме по квитанции или по новому сообщению», – прокомментировал А. Щербина. Для удобства и адаптации в июле разрешено оплатить по одному из расчетных документов на выбор, а в августе старые квитанции будут исключены из оборота, предупреждают чиновники. Так что разобраться киевлянам нужно будет в кратчайшие сроки.
Разъясняет и предупреждает «Киевводоканал»
В ходе мероприятия было также отмечено, что киевляне, которые в этом месяце получили платежки водоканала с некорректными данными (сообщения о таких случаях поступали поставщику услуги), должны платить за реально потребленную ими холодную воду в соответствии с показаниями своих счетчиков. Если такая неприятность случилась с добросовестным плательщиком, который регулярно платил за оказанные ему услуги согласно показаниям поверенного и опломбированного квартирного счетчика, и невзирая на это, получил квитанцию с внесенными показателями, не соответствующими фактическому потреблению, при оплате услуги он должен указать сумму, которая равна объему потребленной холодной воды в соответствии с приборами учета, а в период с 20-го числа текущего до 1-го следующего месяца предоставить показатели счетчика по телефону или на сайт «Киевводоканала», объяснили представители предприятия. Тогда в следующем месяце придет квитанция со скорректированными данными, а перерасчет будет осуществлен после прихода контролера для сверки показателей.
Кроме того, сотрудники «Киевводоканала» разъяснили, как действовать, если потребитель не пользуется горячей водой и использует для подогрева холодной воды автономный бойлер, но получил квитанцию с внесенными показателями отвода горячей воды. В таком случае заплатить нужно только за холодную воду с водоотводом и предоставить «Киевводоканалу» и «Киевэнерго» информацию об отказе от услуги горячего водоснабжения. Отметим, что производителем горячей воды является «Киевэнерго», а «Киевводоканал» взимает плату только за ее отвод.
Также «Киевводоканал» предупредил, что с целью повышения платежной дисциплины будет проводить регулярные проверки для сверки показателей счетчиков. Кроме того, жилец сам может обратиться в общество для вызова контролера в квартиру и подтверждения соответствия данных приборов учета.
Должникам бой
В свою очередь, председатель правления – генеральный директор ОАО «АК «Киевводоканал» Дмитрий Новицкий напомнил, что в июне с. г. «Киевводоканал» совместно с УК «Центр коммунального сервиса» и ГИВЦ начали работу с системными неплательщиками. В частности, жителям, которые вообще не платили за использованные услуги более трех месяцев, была начислена оплата согласно нормативу. Потребители, которые платили нерегулярно, получили квитанции с показателями среднемесячного потребления. Кроме того, абонентам, проживающим в квартирах, где никто не прописан, но пользующимся услугой, начислена оплата в объеме из расчета на одного человека.
«Мы все должны понять, что недополучение «Киевводоканалом» средств ставит под угрозу его стабильное функционирование, ликвидацию аварий, своевременную уплату за электроэнергию. Предварительный экономический эффект от проведенной работы с системными неплательщиками составляет около 4 млн грн. Кроме того, применение указанной схемы начислений способствует справедливому распределению потребленной воды между жителями дома, которые не имеют счетчиков, ведь зафиксированный общедомовым прибором учета объем поровну распределяется между потребителями, которые не имеют квартирных средств учета. Т. е. если человек по квитанциям не давал никаких показателей или указывал нулевое потребление, но при этом активно пользовался водой, за его безответственность платили жители тех квартир, которые не имеют счетчиков», – разъяснил глава предприятия.
Продолжая тему, директор расчетного департамента «Киевводоканала» Валерий Люлин рассказал о схеме начислений за использованные услуги централизованного снабжения холодной водой, а также отвода холодной и горячей воды в июне. Так, стало известно, что при наличии всех данных о предыдущих и текущих показаниях счетчиков начисление будет происходить в соответствии с фактически потребленной услугой. В случае отсутствия или при неполных данных начисление будет происходить по нормативу или среднемесячному потреблению. Неполные данные будут внесены в базу для использования в будущих расчетах. «Надеемся, что в ближайшие месяцы мы совместно с ЦКС, ГИВЦ и жителями наладим четкую систему учета и оплаты услуг холодного водоснабжения и водоотведения и урегулируем все недоразумения. Напоминаем, что для уплаты за фактически потребленный объем воды жителю нужно передать предыдущие и текущие показания счетчика любым из доступных способов. Для этого мы в 15 раз увеличили пропускную способность нашего сайта и вдвое увеличили мощности контактного центра. Кроме того, в связи с введением в действие уведомления вводится еще один способ передачи показателей – через банковские учреждения. При оплате услуг за текущий период житель сможет указать в сообщении показатели счетчика на день оплаты, и эти данные будут указаны в следующей квитанции», – отметил В. Люлин.