Сотни судей собрались в отставку
Анна Шульгина,
Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»
Проблемы с уходом судей в отставку возникли еще в 2013–2014 гг., когда вследствие сложной политической ситуации в стране парламент был занят другими делами, а работа Высшего совета юстиции более чем на год была парализована. С началом работы нового состава ВСЮ в июне 2015 г. судьи продолжили подавать заявления об увольнении по разным причинам, в т. ч. и об отставке. За полгода работы ВСЮ удовлетворил 362 заявления судей об отставке (для сравнения: в 2014 г. – 36, в 2013 г. – более 130, в 2012 – 84).
Причина такой статистики кроется не только в затянувшемся рассмотрении заявлений пожелавших уйти в отставку, но и в общей политической и экономической нестабильности в стране. В это время судебная система стала самой атакуемой как в информационном, так и в физическом смысле. Нарушилось и хоть сколько-нибудь стабильное финансирование судебной власти. Дошло до того, что накануне 2015 г. существенно урезали размеры судейского вознаграждения. Как признался автору один из бывших судей, помимо деградации в глазах власти и общества авторитета и профессии судьи, важной причиной увольнений стала и финансовая неопределенность. «В 2008 г. я получал зарплату, эквивалентную $4 тыс., потом, после кризиса и инфляции, она упала до $2 тыс. В 2015 г., после обвала гривни, мое вознаграждение упало до $550. И тогда я понял, что больше не готов с утра до ночи находиться на работе, подвергаясь нападкам со стороны политиков и так называемой общественности. За пределами суда, работая частным юристом, я зарабатываю больше, а жизнь у меня интереснее и разнообразнее», – рассказал судья, уволившийся в 2015 г.
Важным поводом для отставок станет и судебная реформа, которая, как известно, предусматривает ликвидацию высших специализированных судов и т. н. «реорганизацию» Верховного Суда. Вакансии судей нового Верховного Суда и судов апелляционной инстанции теперь будут заполняться по конкурсу, на что многие действующие судьи могут не согласиться.
Ждали решения КСУ?
Одной из причин, по которой многие украинские судьи не спешили уходить в отставку, был неурегулированный вопрос пенсионного обеспечения. Отметим, что судья, согласно закону, имеет особый статус, и его материальное обеспечение регулируется отдельными нормами. Именно сумма ежемесячного пожизненного денежного содержания (ЕПДС) и стала предметом спора, когда речь зашла об очередном способе экономии бюджета.
Напомним, Верховная Рада приняла закон, согласно которому выплата ежемесячного пожизненного денежного содержания судьи должна была прекратиться, а судьи должны были получать пенсию на общих основаниях в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Кроме того, было установлено, что максимальный размер ЕПДС судьи в отставке (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать 10740 грн. Эти нормы, отстаивая свои права, Фемида и поддала критике. Поддержку судьи нашли сами у себя: Верховный Суд обратился с представлением в Конституционный Суд и попросил проверить, отвечают ли нормы принятого депутатами закона Основному Закону.
Как отметили в ВСУ, снова в сторону ухудшения изменены подходы к материальному обеспечению судей в отставке с установлением размера такого содержания в сумме 60% заработка работающего судьи и с ограничением максимального размера выплат в зависимости от кратности прожиточных минимумов (ПМ), установленных для лиц, утративших трудоспособность (этот ПМ меняется несколько раз в течение года). Также были установлены некоторые другие ограничения материального характера для судей в отставке. Кроме того, Законом №213-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» в п. 5 раздела «Заключительные положения» было установлено, что в случае непринятия до 1.06.2015 законов о назначении пенсий с 1.06.2015 отменяются все нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание назначены рядом специальных законов, в т. ч. законами «О государственной службе» и «О судоустройстве и статусе судей». Это привело к тому, что судьям, которые имеют стаж работы судьей более 20 лет и ушли в отставку, Пенсионным фондом назначались пенсии на общих основаниях (по возрасту), а иногда (при выходе в отставку в 65 лет) только возобновлялась пенсия по возрасту, которая была назначена ранее, 5 и 10 лет назад, по достижению пенсионного возраста. Т. е. обеспечение судей в отставке сравнялось с обеспечением других лиц, получающих пенсии от государства, что нивелировало существование конституционно закрепленного института отставки судьи, признаком которого является выплата из государственного бюджета ежемесячного пожизненного денежного содержания в размере, приближенном к заработку работающего судьи.
8 июня 2016 г. КСУ вынес решение по этому представлению, в котором отметил, что предусмотренные ограничения выплат ограничивают и независимость судей. Отметим, что речь идет и о судьях, которые уже успели уйти в отставку, и о тех, которые только собираются. Теперь судьи, получавшие ограниченные выплаты, имеют право на возмещение. Кстати, решения о неконституционности закрепления в законах максимального размера ежемесячного пожизненного денежного содержания КСУ уже выносил в 2007 и 2013 гг.
Передумали уходить?
Какой результат окажет данное решение КСУ на судей, имеющих право на отставку, сказать пока сложно. Таких судей в Украине насчитывается около 3 тыс. Около 2,5 тыс. ранее изъявляли желание уйти в отставку. Многие из таких судей работают в Верховном Суде и высших специализированных судах. Например, 23 июня с. г. ВСЮ удовлетворил заявления об отставке сразу трех судей высших спецсудов, в т. ч. заместителя председателя ВАСУ в 2014–2015 гг. Дмитрия Липского. А уже 24 июня стало известно, что в отставку собрались еще более 10 судей ВАСУ, в т. ч. действующий заместитель председателя суда Михаил Цуркан. «Я не хочу своими руками уничтожать то, что создавал», – сказал он.
Опасную тенденцию подтверждают и в Высшем совете юстиции (ВСЮ). «В мае с. г. в ВСЮ поступили 30 заявлений судей об отставке, а в июне – 89 об отставке и 3 об увольнении по собственному желанию. Думаю, между заявлениями судей об отставке и изменениями в законодательстве в части финансового обеспечения судей определенная зависимость есть», – рассказал «Судебно-юридической газете» заместитель председателя ВСЮ Алексей Муравьев. Пока что в Совете призывают не драматизировать ситуацию, однако нельзя не отметить, что если такой темп подачи заявлений сохранится, и без того существующий кадровый дефицит в судебной системе страны к концу года может заметно усугубиться.
Впрочем, нельзя исключать и другой крайности. С учетом обещаний власти постепенно увеличить уровень судейского вознаграждения, у судей Верховного Суда оно может достичь, по разным расчетам, 200 тыс. грн, что в пересчете превышает зарплаты судей аналогичных инстанций ряда стран ЕС. Такие суммы, как показывает реакция судейского сообщества, породили определенные колебания у тех, кто собрался в отставку. По данным «Судебно-юридической газеты», в настоящее время ряд судей могут отозвать свои заявления об отставке, а те, кто собирался их подавать, но еще может проработать несколько лет до наступления предельно допустимого возраста, решили пока взять паузу, чтобы посмотреть, насколько государство окажется способно выполнить свои обещания.
Поводы для опасений у судей действительно есть, поскольку не очень понятно, откуда Министерство финансов возьмет средства на повышенное вознаграждение и ежемесячное пожизненное содержание судьям, если ранее все финансовые обязательства государства перед ними только сокращались. Кроме того, 6 мая с. г. в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №4608, инициатором которого выступил Кабинет министров, предлагающий заморозить ситуацию с ежемесячным пожизненным содержанием судьи на уровне 10741 грн, а само понятие «ежемесячного пожизненного вознаграждения судьи» уровнять с пенсией, как у обычных граждан.
Сладкие обещания
Действительно, новый закон многообещающий. Им, в частности, предусматривается, что с 1 января 2017 г. оклад судьи местного суда составит 15 минимальных зарплат (МЗП), судьи апелляционного или высшего специализированного суда – 25 МЗП. И дальше запланировано поэтапное повышение: с января 2018 г. предлагается установить оклад судьи местного суда в 20 МЗП, судьи апелляционного или высшего специализированного суда – в 30 МЗП. С января 2020 г. оклад судьи местного суда составит 30 МЗП, апелляционного суда или высшего специализированного – 50 МЗП. Самое большое повышение коснется судей Верховного Суда Украины, поскольку им поэтапное повышение не грозит – согласно новым нормам, уже с января будущего года они будут получать 75 МЗП, и это только оклад. Суммы, прямо скажем, немаленькие. Ведь в настоящее время оклад судьи местного суда составляет 10 минимальных зарплат, апелляционного – 11, высшего специализированного – 12 и ВСУ – 13.
Для справедливости отметим, что такое повышение окладов в рамках закона многие судьи пока воспринимают скептически, поскольку история помнит подобное «поэтапное повышение» в 2010 г., которое так и не было внедрено на практике. «Может случиться как в прошлый раз, когда в 2010 г. в Законе «О судоустройстве и статусе судей» прописали поэтапное повышение судейского вознаграждения, а потом приостановили эти нормы», – прокомментировал ситуацию судья Конституционного Суда Украины Александр Пасенюк. Правда, по-другому могут рассудить судьи, которые, согласно провозглашенной судебной реформе, будут претендовать в Верховный Суд.
По предварительным подсчетам, штат ВСУ будет расширен до 200 судей, и это может стать существенным аргументом для многих не торопиться с выходом в отставку, а, наоборот, побороться за такую зарплату. «Судей ВСУ будет не так много, в целом планируется максимум 200 человек. Выплачивать им достойное вознаграждение будет дешевле, чем если они будут заглядывать в чужие карманы», – выразил свое мнение по данному вопросу председатель Государственной судебной администрации Зеновий Холоднюк.
Пожизненное содержание по-новому
Учитывая вышеизложенное, становится понятно, что и ЕПДС для судей, которые будут уходить в отставку, значительно вырастет. Ныне, с учетом упомянутого решения КСУ, которое сняло ограничения при начислении ЕПДС, судья, имеющий право на ЕПДС, получает от 80% до 90% (в зависимости от стажа работы в должности судьи) суммы того денежного вознаграждения, которое он получал в период своей деятельности. Новые нормы гласят, что судьи в отставке также будут получать пожизненное денежное содержание, его размер составит 50% судейского вознаграждения и будет увеличиваться на 2% за каждый год работы судьи после 20 лет стажа. Проведя простые расчеты, видим, что со стартовых 50%, чтобы получить те же 80%, надо работать очень долго. А с учетом того, что полномочия судьи прекращаются в 65 лет, надо понимать, что свои 80% он получит только в том случае, если начнет свою деятельность на должности судьи в 30 лет. При этом надо учесть, что согласно новому законодательству, в общий стаж работы будет засчитываться только та деятельность, которая связана с судебной. Но учитывая запланированное повышение денежного вознаграждения, даже меньший процент может оказаться большой суммой.
Говоря о новых нормах, отметим, что согласно с ними получить денежное содержание на таком уровне смогут только судьи, которые подтвердят соответствие занимаемой должности в ходе квалификационного оценивания и успеют проработать на своей должности не менее 3 лет после этого (п. 25 «Переходных положений» нового закона). Если же судья успешно пройдет квалифоценивание, но не успеет отработать положенные 3 года (например, не позволит возраст), насчитывать ему ЕПСД будут по ныне действующему законодательству. Кроме того, квалификационное оценивание судей – процесс длительный, и многие подойдут к нему через год, а то и два.
Когда речь заходит о финансировании судебной системы, в обществе возникает очередной протест. Цифры, суммы и проценты, прописанные в законе, весьма внушительны, но могут остаться только на бумаге, а общественность лишний раз будет настроена против самой системы. С другой стороны, такие же внушительные суммы обещаны и даже выплачиваются и во многих вновь созданных системах, органах и учреждениях: НАБУ, САП и т. д.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Зеновий Холоднюк, председатель Государственной судебной администрации Украины
– Если у судьи есть 20 лет стажа на должности судьи или в совокупности с работой на других должностях, определенных законодательством, он имеет право уйти в отставку и получать ежемесячное пожизненное денежное содержание. Согласно с новым Законом «О судоустройстве и статусе судей», который был принят 2 июня, расчет такого денежного содержания будет начинаться с 50% суммы его судейского вознаграждения, и если у судьи есть стаж на должности судьи более 20 лет, за каждый дополнительный год свыше указанного срока – по 2%. Но это будет касаться только тех судей, которые пройдут квалификационное оценивание и проработают на должности после него не менее 3 лет. В остальных случаях судье будет насчитываться ЕПДС по ныне действующему законодательству из расчета 80–90% судейского вознаграждения. Вообще судья может претендовать на новый должностной оклад, определенный новым законодательством, только после того, как пройдет независимое оценивание, и его оклад будет зависеть от того, в суде какой инстанции и какого населенного пункта по численности жителей он работает.
Таким образом, как Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», так и решение Конституционного Суда теперь устанавливают, что судьи могут получать пожизненное содержание в размере не более чем 90% судейского вознаграждения. Те судьи, которые уйдут в отставку через 3 года, т. е. не ранее 2020 г., могут получить денежное содержание уже по новым правилам. При этом новый закон вводит постепенное повышение судейского вознаграждения. Абсолютно логично и нормально платить достойное вознаграждение судье. Я всегда отстаивал позицию, что самой высокооплачиваемой должностью в государстве должна быть должность судьи. Это нужно для того, чтобы создать нормальные условия для профессионального, качественного и добросовестного судопроизводства. Думаю, те судьи, которые останутся работать в обновленной системе, прекрасно понимают свою ответственность.
Что касается решения Конституционного Суда Украины относительно отмены ограничений в выплате пожизненного содержания судьи, то им восстановлена историческая справедливость. Помимо этого, новой редакцией Закона «О судоустройстве и статусе судей» все ограничения на выплаты также были сняты. Он уже направлен на подпись Президенту, надеемся, что в ближайшее время будет подписан и вступит в силу.
Валентина Симоненко, председатель Совета судей Украины
– У судей очень большие сомнения, что будут такие заработные платы, как обещают. Мне кажется, это просто приманка, ведь обещают какие-то нереальные суммы. Я недавно была в странах Балтии, и когда мы сказали, что у судей будут такие зарплаты, местные судьи ответили, что пойдут к нам на конкурс, ведь у них таких зарплат нет. В среднем там зарплата судьи составляет где-то 2–2,5 тыс. евро. У судьи Верховного Суда Азербайджана зарплата 5,5 тыс. евро, но это не страна ЕС.
Думаю, есть две причины того, что нашим судьям пообещали высокие зарплаты. Во-первых, власти не хотят допустить массового ухода судей, а во-вторых, хотят, чтобы в конкурсах приняли участие адвокаты и ученые. Но не все так просто. Чтобы получать такое вознаграждение, судьям сначала нужно пройти конкурс и первичное оценивание. Кроме того, неясно, как будет решаться этот вопрос на уровне бюджета. К тому же, часть судей уже прошли первичное оценивание, и может получиться так, что те, кто прошел оценивание, будут получать вознаграждение по-новому, а те, кто еще будет его проходить, по-старому. По сути, произойдет нарушение равенства судей, и это неправильно. Поэтому мы очень скептически к этому относимся.
Судьи, выбирая между отставкой и продолжением работы, смотрят на момент зарплаты почти в последнюю очередь. Кстати, у судей, которые уже работают, они могут быть даже больше, чем установленные 80%, потому что в стаж должно включаться не только время судейской работы, а еще и прокурорской и т. д. По новому законодательству стаж из других профессий (ученые, адвокаты) в общий стаж не засчитывается, только судейский. Т. е. человек приходит в суд и должен отработать 20 лет, чтобы получить право на отставку. А это очень тяжело, особенно, когда в суд ты приходишь уже в возрасте и сталкиваешься с огромной нагрузкой.
Обращаю внимание, что ни адвокаты, ни ученые не хотят идти в суды первой инстанции, они все хотят в апелляцию, высшую инстанцию, где меньшая нагрузка. А именно к работе судов первой инстанции самые большие претензии. Именно там сосредоточены основные проблемы. Никто из хороших адвокатов в таких условиях работать не будет. Самая высокая нагрузка, кстати, в первой инстанции и в высших судах. Почему? Потому что высший суд один, и туда стекаются все дела, а в апелляционный суд обжалуются где-то порядка 5% дел. Самая большая нагрузка в Высшем специализированном суде по рассмотрению гражданских и уголовных дел, потому что со всех областей все дела стекается в один суд.
По поводу того, что судьи массово идут в отставку, то это правда. На сегодня уже почти 90 заявлений в Высшем совете юстиции, и мы ожидаем еще большего количества. Это при том, что у нас и так уже почти 1 тыс. вакансий, а с учетом того, что судей-«пятилеток» предлагается уволить, мы будем иметь еще на 3 тыс. судей меньше. Это значит, что на всю страну остается 4,5 тыс. реально работающих судей. В скором времени мы ожидаем отставки еще 2000 судей. Реально ли при таких условиях удержать судебную систему на плаву, избежать кадрового коллапса и обеспечить рассмотрение дел? Думаю, нереально. Может наступить такая ситуация, что судей просто не будут увольнять. Как сейчас не назначают на должности, так же точно не будут и увольнять. Будет что-то вроде крепостного права.
Ярослав Романюк, председатель Верховного Суда Украины
– Около 3 тыс. судей имеют стаж работы 20 и более лет и, соответственно, право на отставку. Около 2,5 тыс. из них ранее высказывались в пользу того, чтобы уйти в отставку. Конечно, у каждого судьи есть своя причина для такого шага. Это и безответственное отношение со стороны государства, обвинения всех судей подряд в тотальной коррупции, некомпетентности, давление со стороны общественности, нестабильное законодательство, которое часто меняется, и, конечно, неуверенность в будущем. Материальное и социальное обеспечение судей ранее постоянно ухудшалось. Например, с 1 июня 2015 г. действует законодательство, которое фактически отменяет пожизненное содержание судей. Если проанализировать закон, увидим, что в Украине есть 12,5 млн пенсионеров, тогда как судей в отставке всего 1,4 тыс. Т. е. государству удалось сэкономить на урезании содержания судьям в отставке лишь незначительную сумму, и никто из миллионов пенсионеров, несмотря на урезание пенсионного обеспечения судьям, улучшения своей жизни не почувствовал. Зато судьи перемены ощутили очень сильно. Такое решение власти можно назвать эффектным, но не эффективным, поскольку никакие экономические проблемы государства благодаря этому решены не были. По сути, в его основе лежит стремление уровнять всех в бедности, но не в богатстве.
В комплексе все эти причины привели к тому, что многие судьи захотели уйти в отставку и лишь ждали решения Конституционного Суда. Сейчас заключение КСУ есть, и это привело к тому, что если в мае с. г. в Высший совет юстиции поступило 30 заявлений об отставке, то уже в июне, хотя он еще не завершился – 89, т. е. почти в 3 раза больше. В Верховном Суде необходимый для отставки пакет документов в ВСЮ пока что подал только один судья. В управление кадрового обеспечения Верховного Суда обратились еще несколько судей, чтобы получить необходимый пакет документов и потом передать их ВСЮ.
Впрочем, после последних изменений в законодательстве некоторые судьи задумались о продолжении работы, чтобы получать установленное по-новому материальное и пенсионное обеспечение. Речь идет о судьях, которые по возрасту еще могут проработать более 3 лет. Они готовы идти на конкурс и получать судейское вознаграждение и пожизненное содержание по новым правилам. Есть и судьи, которые говорят, что сейчас подадут в отставку, но потом примут участие в конкурсе в новый Верховный Суд. Таким образом, они обеспечат себе гарантированный размер пожизненного содержания, который недавно восстановил КСУ.
Судей беспокоит возможное внесение корректив в закон. Например, когда КСУ еще не принял свое решение, в парламенте уже был зарегистрирован законопроект №4608, автором которого является Кабинет министров, и он предусматривал вообще отмену такого понятия, как «пожизненное денежное содержание судьи», заменив его пенсией на общих основаниях, т. е. предлагал, опять-таки, ввести некое социальное равенство.
Сейчас еще непонятно, как будет реализоваться решение КСУ. Из регионов поступают разные сигналы. В одних случаях отделения Пенсионного фонда на местах выполняют решение КСУ, а в других отказываются это делать, ссылаясь на отсутствие соответствующих инструкций. В целом согласно новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судей» размер пожизненного денежного содержания судьи должен пересчитываться Пенсионным фондом, даже если судьи уже ранее ушли в отставку.
Алексей Муравьев, заместитель председателя Высшего совета юстиции
– В мае с. г. в ВСЮ поступило 30 заявлений судей об отставке, а в июне – 89 об отставке и 3 об увольнении по собственному желанию. Думаю, между заявлениями судей об отставке и изменениями в законодательстве в части финансового обеспечения определенная зависимость есть. Что касается заявлений об увольнении в отставку судей Высшего административного суда, то там этот вопрос обсуждался достаточно давно. Многие судьи, имеющие право на отставку, ждали решения Конституционного Суда, чтобы уйти в отставку с определенными гарантиями. Вероятно, некоторые судьи не захотели также ждать изменений, связанных с ликвидацией ВАСУ и созданием единого Верховного Суда. Можно сказать, что увольнение нескольких судей одного суда одновременно создаст проблемы в работе этих судов. Но насколько тяжелыми будут последствия увольнений, пока сказать сложно. Многие судьи говорят о намерении уйти в отставку или уволиться, но не всегда это происходит. По опыту года работы ВСЮ, у нас были случаи, когда заявления об отставке были отозваны судьями в связи со снижением выплат. Даже во время последнего заседания ВСЮ 23 июня два заявления об отставке были отозваны.
Константин Красовский, руководитель главного департамента правовой политики Администрации Президента Украины
– Возможно, многие судьи действительно уйдут в отставку. Но одновременно мы создаем возможности, чтобы в суды был приток «свежей крови». Это могут быть адвокаты и ученые с 10-летним стажем работы в сфере права, которые смогут работать в высшем суде и в апелляционных инстанциях. На самом деле перед судьями станет выбор: или они участвуют в конкурсе и продолжают работу, или идут в отставку. Они сами для себя должны решить, что им делать дальше.
Николай Козюбра, судья Конституционного Суда в отставке
– Тенденция, что судьи начинают идти в отставку, вызвана не только новой редакцией Закона «О судоустройстве и статусе судей», но и предыдущими законами, такими как Закон «Об очищении власти» и т. д. Решение Конституционного Суда по поводу возобновления пенсионного обеспечения для судей тоже стимулировало такое развитие событий. Множество судей воспользуются этой возможностью и действительно пойдут в отставку. Опасность кадрового коллапса в судебной системе есть. Уже сейчас в судах, например, в административных, вакантных мест очень много. И ожидать, что они будут быстро заполнены новыми людьми, т. е. адвокатами, прокурорами, учеными, сложно. Для этого нужно время, а судам нужно работать уже сегодня.
Михаил Макарчук, секретарь дисциплинарной палаты Высшей квалификационной комиссии судей Украины
– Отток кадров из судебной системы уже идет. Еще до принятия новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судей» в Высший совет юстиции стали поступать заявления об увольнении по собственному желанию или в отставку. Первичное квалификационное оценивание также стимулировало некоторых судей обратиться с заявлениями об увольнении. Кадровая проблема в судах существует. Что касается подбора новых кадров, в т. ч. не из числа судей, то подобрать таких людей, которые могли бы обеспечить функционирование судебной системы, целостность судебной практики, соответствующую защиту прав и свобод граждан, принятие законных и справедливых решений, является заданием ВККС. Первое, что мы сделали, когда ознакомились с проектом Закона «О судоустройстве и статусе судей» – проработали его и определили перечень вопросов, которые должны решить в первую очередь. Это принятие нормативной базы, т. е. разработка правил проведения конкурса и квалификационного оценивания. От того, насколько качественно мы разработаем правила, будет зависеть, сможем ли мы сформировать новый Верховный Суд. Так же будут решаться вопросы по поводу заполнения кадров в апелляционных и местных судах.
Николай Онищук, ректор Национальной школы судей Украины
– Настроения уйти в отставку у судей сейчас есть. Хотя после последних законодательных изменений и существенного увеличения размера судейского вознаграждения многие судьи передумали. Они решили, что, возможно, все-таки не нужно оставлять судейские должности, стоит попробовать преодолеть квалификационный барьер для того, чтобы подтвердить свою способность осуществлять правосудие и получить право на получение более высокого судейского вознаграждения. Квалификационный барьер предусматривает достаточно объективный и скрупулезный подход к определению уровня квалификации судьи: предполагается провести анализ судейского досье, выяснить, живет ли судья порядочно. Но это же и является причиной того, что значительное количество судей, очевидно, оставят профессию. Думаю, действительно может образоваться дефицит судейских кадров.
Александр Нечитайло, председатель Высшего административного суда Украины
– Хотел бы сделать акцент на том, что некоторые вопросы повышения денежного вознаграждения судей поднимались и ранее, в 2010 г. Тогда тоже прогнозировали поэтапное повышение, но потом на каком-то этапе это прекратилось. Поэтому нельзя утверждать с уверенностью, что такие зарплаты, какие были обещаны, действительно будут. Я уверен, что на определенном этапе этой заработной платы не будет – ее просто уменьшат или найдут иной способ, ссылаясь на экономическое состояние страны.
Олег Присяжнюк, судья Апелляционного суда Киева
– Аферы с улучшением финансового положения судьи уже были, но потом все отменили и сказали: «Вам хватит». Поэтому сейчас вряд ли кто-то из судей верит в это. Это сделано, чтобы заманить как можно больше людей, желающих работать судьями. Я сомневаюсь, что финансовое благополучие судей улучшится. Нормы хорошие, но поверить в них трудно. Зато всем преподнесли, что уже прошли повышения. Но надо читать правильно: повышение прогнозируется поэтапное. Скажу, что если судьи смогли стерпеть ту зарплату, которую они получают сейчас, то мы понимаем, что в данный момент экономического кризиса поднимать зарплату именно судьям, конечно, не совсем правильно. Это будет негативно воспринято обществом и вызовет раздражение.