Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Еще в конце прошлого года в ходе отчета по итогам работы глава Министерства юстиции Павел Петренко сообщил о планах ведомства реформировать Государственную пенитенциарную службу Украины. Отметим, что о реформе этого ведомства говорят давно, однако начать ее в 2015 г. не получилось. Впрочем, с начала 2016 г. при поддержке европейских и американских партнеров реформа пенитенциарной системы все же взяла старт. Такое заявление сделал министр юстиции в ходе заседания Кабмина в конце мая. В подтверждение этого члены правительства приняли два постановления от 18 мая с. г.: «Некоторые вопросы оптимизации деятельности центральных органов исполнительной власти системы юстиции» и «О ликвидации территориальных органов управления Государственной пенитенциарной службы и создании территориальных органов Министерства юстиции».
Отметим, что говоря об очередной реформе, П. Петренко прогнозирует волну критики и сопротивления со стороны сотрудников пенитенциарной системы, но ни его самого, ни его заместителей такая реакция не пугает. «Будет очень много критики относительно того, что мы хотим реформировать систему исполнения наказаний. Это связно с тем, что много людей на этом зарабатывали огромные средства через теневые схемы, использовали государственные предприятия. Много людей имели на это влияние, потому что тюрьмы были отдельно в государстве», – отметил министр юстиции.
Взгляд со стороны Минюста
Если кратко описать идею реформаторов, то после первого шага – ликвидации самой Государственной пенитенциарной службы, а также подведомственных ей управлений на местах начнут работу 3 новых департамента: департамент пробации, режимный отдел, а также департамент ресурсного обеспечения. Все они будут функционировать под прямым руководством Минюста.
Как и любая реформа, которую пытались реализовать в Украине за последние годы, эта также будет предполагать большие кадровые изменения. Прежде всего, отметим, что она включает разаттестацию сотрудников. Если сейчас структуру можно назвать полувоенным правоохранительным органом, то в процессе реформы ведомство потеряет этот статус. «Пенитенциарная служба должна быть гражданским органом, основная цель деятельности которого заключается в перевоспитании, социализации и возвращении к нормальной жизни человека, попавшего за решетку», – прокомментировал идею П. Петренко.
Согласно плану реформаторов, в процессе изменений будет создана некая новая структура. Уменьшится количество аттестованных сотрудников системы с нынешних 77% до 28%. «Чиновники и бюрократы, которые сидят в центральном аппарате, съедают весь бюджет, и те люди, которые работают в учреждениях в ужасных условиях, получают очень маленькие зарплаты. Мы ломаем эту систему. Теперь все, кто работают в аппарате на уровне области или Киева – это государственные служащие, а те, кто работают в учреждениях – аттестованные сотрудники, и мы фокусируемся на защите именно их», – пояснила первый заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова, которая отвечает за реформу в этом ведомстве. Не секрет, что на сегодняшний день такая кадровая политика воспринимается агрессивно, и чтобы реализовать ее, надо учесть множество моментов. Прежде всего, весь процесс не должен допускать нарушений прав нынешних сотрудников. Однако похоже, что реформаторов пока больше заботят права осужденных, нежели самих пенитенциариев.
С потерей погонов нынешние сотрудники пенитенциарной службы потеряют, пожалуй, единственную оставшуюся льготу – т. н. льготную пенсию. Напомним, по нынешнему законодательству сотруднику необходимо отслужить 25 календарных лет, чтобы претендовать на пенсию «по выслуге лет». Многие добросовестные сотрудники работают за мизерную зарплату, ожидая именно возможности выйти на пенсию, причем некоторым из них осталось дослужить совсем немного. Именно поэтому в ходе заседания рабочей группы по вопросам реформирования Государственной пенитенциарной службы при Комитете Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, которое состоялось 3.06.2016, представители профсоюза, представлявшие интересы сотрудников системы, просили внести изменения и предусмотреть некий переходный период для такой категории сотрудников. Однако обнадежить нынешних офицеров пока нечем, поскольку действует режим строгой экономии бюджета, а политика, направленная на европейские стандарты, вполне допускает разаттестацию без каких-либо исключений. Правда, взамен оставшимся или вновь прибывшим сотрудникам обещают достойную зарплату.
Что же касается реформы системы в целом, то эксперты, изучавшие разные ее модели и международный опыт, соглашаются с тем, что руководящий аппарат действительно можно и нужно сократить. За последние годы подобные кадровые чистки прошли многие ведомства. Правда, как показывает практика, в большинстве своем они проходили формально и не принесли желаемого результата. Однако в ГПтС, как пояснили в Министерстве юстиции, на сегодняшний день активно разрабатываются новации, предусматривающие обновление кадров через прозрачные конкурсы. По расчетам, в систему должно влиться не менее 20% новых людей. Опыт проведения таких конкурсов мы уже имеем – подобную процедуру прошли сотрудники нынешней полиции, проходят и судьи. Насколько известно, уже сегодня сотрудникам ГПтС Украины объявили, что в связи с реформированием структуры создаются новые подразделения в составе Минюста, и все желающие могут принять участие в конкурсах на замещение вакантных должностей. В то же время, разаттестация сотрудников пенитенциарной службы добавляет еще один пикантный нюанс: есть риск, что на работу в ведомстве смогут претендовать, а в дальнейшем и попасть сотрудники других силовых структур, уволенные по новому законодательству. Эта модель практикуется и сейчас, но после указанной реформы этот процесс станет массовым.
Нет тюрьме
Одним из приоритетов реформы системы Н. Севостьянова назвала ресоциализацию заключенных. Это вполне цивилизованный подход. Всем известно, что, демократичность каждого общества определяется тем, как его представители относятся к тем, кто нарушил закон и находится за решеткой. Предложенная реформа в очередной раз предполагает отказ от советских уголовно-исполнительных инспекций и построение на их месте пробационных центров на уровне районов. Планируется, что в результате акцент будет смещен на психологическую работу с осужденными через систему пробации. Это новый для Украины подход к работе с осужденными, предполагающий, что за полгода до того, как лицо должно будет покинуть учреждение, где отбывало наказание, с ним начнут работать сотрудники, которые смогут подготовить его к возвращению в общество. Если такая работа будет налажена не только для отчетности, но и для результата, это, без сомнения, поможет снизить высокий ныне процент рецидива. Однако, как уверенно напоминают специалисты, если правительство, разрабатывая такие программы, не позаботится об их финансировании, результата не будет.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Наталья Севостьянова, первый заместитель министра юстиции
– 75 лет стандарты исполнения наказаний не менялись. Многие учреждения были построены еще в царские времена. Мы готовы изменить условия пребывания граждан в учреждениях исполнения наказаний. Мы строим новую структуру и уменьшаем количество аттестованных сотрудников в системе с 77% до 28%. Мы делаем фокус на защиту тех, кто работает непосредственно в учреждениях, а не занимается бумажной работой в офисах. Мы повысим им заработную плату за счет экономии по системе и уменьшения бюрократического аппарата. Мы хотим преодолеть коррупцию, прежде всего, переводом всех закупок на систему ProZorro. Также мы создадим единый производственный холдинг, который сможет объединить предприятия, работающие сегодня при учреждениях исполнения наказаний, и на независимой комиссии выберем руководителя вновь созданного предприятия.
Пока пенитенциарная служба является отдельным органом, у нас нет инструмента для его обновления и приведения к европейским стандартам. Мы создаем 3 новых департамента в Министерстве юстиции вместо большого бюрократического центрального органа исполнительной власти. Это будет департамент пробации, которого не было до сих пор, режимный отдел, который будет заниматься безопасностью, а также департамент ресурсного обеспечения. Мы создаем также отдел инспекции учреждений, который будет изнутри проводить анонимный мониторинг, чтобы мы имели объективную информацию о возможных нарушениях прав человека.