Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»
Законопроект №4228, которым предусмотрено создание вместо налоговой милиции новой демилитаризированной структуры – финансовой полиции, сейчас проходит стадию рассмотрения в комитетах Верховной Рады и ожидает позиции государственных органов по поводу содержания. Среди множества нововведений, предусмотренных проектом, есть и сокращение численности должностных лиц (если сравнивать с сегодняшним составом налоговой милиции), и подчинение новой структуры Министерству финансов, и предоставление ей более широкой подследственности, чем у налоговой полиции. Целью законопроекта является создание органа, который фактически будет отвечать за обеспечение экономической безопасности страны, ведь в текущей редакции предусмотрена передача ему полномочий от специальных следственных органов.
Заседание рабочей группы ВР: к любой проблеме – несколько подходов
Не так давно, 18 мая с. г. состоялось заседание рабочей группы Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, на котором рассматривались существенные вопросы законопроекта №4228. Большую часть времени участники этой встречи обсуждали проблему использования подразделений физической защиты и вопрос подчинения финансовой полиции тому или иному министерству.
Присутствовавшие на заседании эксперты предоставили информацию, что в других странах, в частности в Евросоюзе перевеса в том или ином варианте подчинения финансовой полиции Министерству финансов или Министерству внутренних дел нет – в 13 странах она относится к структуре правоохранительных органов, в 14 – к Министерству финансов, а еще в ряде стран представляет собой отдельный правоохранительный орган.
Анализируя же международный подход к деятельности органов, подобных финполиции, эксперты обратили внимание на то, что в других странах (упоминались, в частности, Польша и Нидерланды) они являются демилитаризированными независимо от того, какому министерству подчиняются или являются независимой структурой. Чтобы обеспечивать работу финансовой полиции необходимыми средствами защиты и физического взаимодействия, члены рабочей группы предлагали привлекать отдельное подразделение – возможно, специальное, а может, и какое-то из уже существующих. При принятии решения по этому вопросу участники заседания предлагали обращать внимание на инвестиционную привлекательность страны и создание лучших условий для бизнеса.
Некоторые участники заседания предположили, что проблемой привлечения к работе финполиции внешней структуры физического взаимодействия может стать, среди прочего, возможность утечки информации, которая не позволит задерживать преступников. Другие же им возразили, что поскольку непосредственный начальник подразделения не относится к структуре, он будет нести ответственность за действия своих подчиненных, тогда как в случае, если и отряд физической защиты, и его руководство относятся к одной структуре, остается больше простора для превышения полномочий. К тому же, задача группы физической защиты – обеспечивать безопасность следственно-оперативной группы, и знать место или специфику проведения следственных действий заранее ей необязательно.
Согласно законопроекту №4228, финансовая полиция должна иметь возможность привлекать к работе специалистов со стороны на договорных основаниях. Подобная норма призвана разрешить ситуацию, когда в состав ведомства входят только детективы и следователи, которым для выполнения работы потребуются услуги других специалистов. Однако какого-то конкретного мнения по вопросу финансирования такого подхода на встрече рабочей группы высказано не было.
Позиции практика и налоговика
Глава следственного отдела ГФС Украины Вадим Мельник в рамках рабочей группы озвучил свое отношение к законопроекту. Он, в частности, обратил внимание на вопрос ответственности государственных органов за экономическую безопасность, а также на то, что в случае реализации норм проекта №4228 ответственным за экономическую сферу будет один государственный орган, а не ряд отдельных специализированных ведомственных структур МВД, СБУ и Государственной фискальной службы.
Высказав поддержку нормам законопроекта в целом, эксперт акцентировал внимание на ряде положений, которые, по его мнению, являются проблемными и требуют дополнительного обсуждения. Так, количество личного состава, предусмотренное законопроектом, он считает недостаточным и приводит статистическую информацию, согласно которой за год совершается 23 тыс. преступлений, которые относились бы к компетенции финансовой полиции по новому закону, а сейчас в составе налоговой милиции состоит 1000 следователей, из которых «практическими» являются 630.
Введенный законопроектом принцип принятия на должности в финполиции по квоте В. Мельник также считает неоднозначным. Согласно предложенным положениям, только 25% специалистов, которые работали или проходили службу в структурах фискальной службы, специализированных отделах по экономическим преступлениям МВД и СБУ, смогут занять должности в новой структуре,хотя дополнительные ограничения для специалистов, которые уже прошли люстрационные процедуры, могут выглядеть дискриминационными. Тем более, что критерии приема на должности проектом не установлены.
Кроме того, глава следственного отдела ГФС считает, что создание предусмотренных проектом 7 региональных органов финансовой полиции может пагубно сказаться на качестве работы. Причиной этого он указывает то, что каждый такой орган будет работать с определенной территорией, и специалистам, которые будут проживать или проводить следственные действия не по месту расположения, будет достаточно сложно выполнять свои обязанности.
Среди прочих проблем реализации упомянутого законопроекта В. Мельник отметил и то, что обязанность финансовой полиции заполнять информационные базы МВД, а также публикация на ее сайте информации о ходе расследования потенциально могут привести к утечке информации и разглашению тайны досудебного следствия. Неверным считает эксперт и то, что общественный совет может оказывать влияние на деятельность финансовой полиции и принуждать ее к определенным действиям.
Мнение инициатора
Народный депутат Украины Андрей Журжий предоставил «Судебно-юридической газете» комментарии по некоторым проблемным вопросам.
В частности, по поводу уменьшения личного состава и увеличения статей подследственности новой финансовой полиции он сообщил, что проблемы в этом не видит, поскольку на сегодняшний день примерно 70% нагрузки налоговой милиции составляют дела по ст. 212 УК, которые возбуждаются безосновательно до момента согласования налогового обязательства. «Законопроект №3448, который рассматривается параллельно, предусматривает, что такие дела не будут возбуждаться до момента согласования обязательств. Соответственно, из 5 тыс. останется 10–15 дел в год. Когда мы говорим об уменьшении численности, мы будем настаивать на том, чтобы она не превышала 1 тыс., максимум – 1,5 тыс., но даже не 3 тыс. И чтобы они (специалисты финансовой полиции) концентрировались на «топовых» делах. Это должно быть 100–200 дел в год – наиболее важных, где миллиардные убытки».
Народный депутат обратил внимание на то, что в США 80–90% дел, которые возбуждены за уклонение от уплаты налогов, передаются в суд с обвинительными заключениями, и по ним выносятся судебные решения. В Украине, по его словам, таких дел только 7%, потому что остальные «возбуждаются затем, чтобы «выбивать» деньги из бизнеса, а не расследовать». Таким образом, никаких проблем с эффективностью расследований в связи с уменьшением численности следователей не будет.
При этом А. Журжий отметил, что в основной категории дел по ст. 212 УК Украины (уклонение от уплаты налогов) работа должна концентрироваться, прежде всего, в судебной плоскости, поскольку важно возместить потери, которые понес бюджет страны. Соответственно, должны быть приняты все меры для взыскания средств, и только потом, если лицо проиграло судебное разбирательство и не уплатило, должна наступать уголовная ответственность.
По поводу другого новшества, которое предусмотрено законопроектом – прямой материальной ответственности должностных лиц финансовой полиции нардеп отметил, что должностные лица должны принимать решения взвешенно. Результаты расследований, которые есть у нас на сегодняшний день, являются следствием именно отсутствия ответственности и довольно низкого уровня подготовки работников фискальной службы. В ряды финансовой полиции нужно набрать качественных специалистов, дать им достойную заработную плату, и они должны знать, что будут нести ответственность за принятое или непринятое решение.
По поводу вступления в силу положений законопроекта №4228 народный депутат сообщил, что будут прилагаться все усилия для того, чтобы закон был принят до конца года.
В итоге
На стадии обсуждения, когда любые положения будущего закона могут претерпеть изменения, а окончательный вариант нормативного акта необязательно учтет все предложения, очень сложно судить о практической эффективности той или иной нормы. Можно только предполагать, что в своей окончательной редакции проект №4228 будет отражать как особенности работы правоохранительных структур «в поле», так и необходимость реформирования и демилитаризации обновленных фискальных органов.