Законодатель попытается решить назревшую проблему пенсионеров, претендующих на т. н. спецпенсии – работников силовых структур, судов, прокуратуры
Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
В Украине уже в этом году может начаться пенсионная реформа. Об этом недавно открыто заявил министр финансов Александр Данилюк. Ныне МВФ активно проводит консультации по вопросам реформы с вице-премьером Павлом Розенко, а в ВР обсуждаются пенсионные вопросы. Активизировалось обсуждение пенсионной темы и среди украинцев, поскольку она так или иначе тревожит каждого. Пока общественность, невзирая на обещания правительства о беззаботной старости, с недоверием воспринимает очередные новшества, и прямо скажем, имеет на то основания.
Как накопить на старость?
Реалии сегодняшнего дня отчетливо дают понять украинцам, что заботиться о своей старости нужно самостоятельно и смолоду, поскольку надеяться на государство бесполезно. Новый проект от правительства хоть и ставит перед собой цель создать справедливую систему пенсионного обеспечения путем перехода на единый принцип начисления пенсий, украинцев все равно не покидает тревога. Напомним, что ныне условия пенсионного обеспечения рассеяны в более чем 20 законах, что, безусловно, создает трудности для специалистов, юристов, а уж о пенсионерах и говорить не приходится. И темой для обсуждения в самых разных кругах стала новая законодательная инициатива, представленная в рамках законопроекта №4608 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий».
Согласно этому документу, с 1 июля 2017 г. вводится накопительная система пенсионного страхования по профессиональным пенсионным программам для лиц моложе 35 лет, имеющих право на назначение пенсии за выслугу лет. Первыми, кто опробует это новшество на себе, будут, скорее всего, украинцы, занятые на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, а также государственные служащие независимо от возраста. Уплату взносов в пользу таких работников будут осуществлять работодатели, начиная с 1 июля 2018 г. В то же время, отмечается, что лицам, которые не станут участниками этой системы, однако работают на должностях, дающих право на назначение пенсий на льготных условиях или за выслугу лет, такая пенсия будет назначаться на условиях, определенных законодательством, которое, к сожалению, пока еще не совсем урегулировало этот вопрос. Но в целом надо понимать, что система накоплений никого не должна обойти стороной, и если законопроект будет принят, она в той или иной степени коснется каждого ныне работающего гражданина. Что это будет означать на практике, пока можно только догадываться, но первые комментарии и оценки юристов уже есть.
О чем говорят нормы
Согласно законопроекту №4608, с 1 июля 2017 г. должна заработать трехуровневая система пенсионного обеспечения. Первый уровень – это солидарная система (те же пенсии, что и сегодня), второй – так называемая накопительная, которая предполагает, что работодатель будет отчислять 2% на спецсчет. Однако настораживает то, что фонд, куда будут перечисляться деньги, будет иметь полугосударственный статус, т. е. будет наполовину частным. И если сначала в него будут отчислять 2%, то в финале, который должен быть достигнут в 2020-м – 5% с зарплаты каждого работающего украинца. Ну, и на третьем уровне системы будут работать только частные фонды.
МВФ предлагает сделать, как в ЕС: из госфонда пенсионер будет получать минимальную пенсию (сейчас 1130 грн), а остальное он добавит своими отчислениями, пока работает, поясняют юристы. Круг лиц, охваченных вторым уровнем, как отмечают правозащитники, данным законопроектом расширен, ведь в предыдущем варианте закона в него были включены только те, кому не исполнилось 35 лет, а сейчас – все работающие. Отказаться могут те, кому до выхода на пенсию осталось меньше 10 лет.
Кроме того, в рамках реализации законопроекта предусматривается усовершенствовать солидарную систему путем освобождения ее от несвойственных выплат, в частности, связанных с финансированием пенсий, назначенных на льготных условиях и за выслугу лет. Предложенными нормами законодатель попытается решить назревшую проблему тех пенсионеров, которые уже могут уйти на пенсию по выслуге лет, но при этом еще не достигли пенсионного возраста и, согласно действующему законодательству, остались без пенсионного обеспечения. Это огромная армия людей, претендующих на так называемые спецпенсии. К ним, кроме прочих, относятся работники силовых структур, судов, прокуратуры и т. д.
«Введение профессиональной пенсионной системы позволит формировать сбережения, которыми человек сможет воспользоваться до достижения общего пенсионного возраста при наличии необходимой продолжительности специального и страхового стажа», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Проще говоря, с помощью предложенных норм будет узаконено несколько «подвешенное» состояние описанной выше категории пенсионеров. В меньшей степени это может коснуться тех, кто собирается на пенсию в ближайшие годы, но на перспективу с помощью такой системы государство планирует снять с себя тяжелое бремя по обеспечению своих престарелых граждан. В пример нам ставят Польшу и Австралию, которые, по словам заинтересованных в данной системе специалистов, начали пенсионные реформы в то же время, что и мы, но уже сегодня имеют реальные успехи в пенсионном обеспечении и развитии своих экономик.
Отметим, что третий, добровольный накопительный уровень пенсионной системы в Украине существует с 2004 г., когда был принят закон о пенсионном обеспечении, однако популярности он не приобрел, что, впрочем, и не удивляет. Именно поэтому сегодня законодатель настаивает на обязательной накопительной системе, совершенно не заботясь о том, что уровень доверия к любым накопительно-финансовым учреждениям в Украине равен нулю. К сожалению, ни один украинец не верит, что сможет получить отложенные сегодня деньги через 20–25 лет. А уж об уровне инфляции за эти годы вообще не стоит упоминать.
Впрочем, не все парламентарии поддерживают такое начинание. «Мы только что снизили ЕСВ с 38% до 22%, чтобы добиться вывода зарплат из тени, и если опять поднимем, бизнес нас не поймет. Специалисты подчитали: должно пройти не менее 5 кварталов, т. е. лишь с конца 2016 г. может начаться «выбеливание» зарплат. Эту проблему надо решать комплексно, вместе с налоговой реформой. И начинать не с 2017 г., а на год-два позже, когда начнется подъем экономики», – прокомментировала ситуацию народный депутат Нина Южанина.
Ложка надежды
Одной из активно обсуждаемых стала и тема отмены пенсионного налога. Об этом заявил глава правительства, чем, безусловно, обнадежил пенсионеров. На сегодняшний день в ВР на рассмотрении находятся 5 законопроектов на эту тему: №4542, №4542-1, №4542-2, №4542-3 и №4542-4. Ими предлагается исключить нормы о налогообложении налогом на доходы физлиц пенсий (включая сумму их индексации, начисленную в соответствии с законом) или ежемесячного пожизненного денежного содержания, получаемых налогоплательщиком из Пенсионного фонда Украины или бюджета согласно закону, независимо от их размера.
Отметим, что 12 мая с. г. на заседании Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики было решено рекомендовать принять за основу проект №4542-4 авторства народного депутата Юрия Шухевича, однако уже 18 мая это решение было отменено, и к принятию был рекомендован проект Кабмина. 19 мая парламент принял правительственный законопроект №4542 (об отмене с 1 мая налогообложения пенсий) в первом чтении с доработкой ко второму чтению в ускоренном режиме. «У нас есть большая надежда, что уже на следующей пленарной неделе этот проект будет принят в целом, ведь правительство предусмотрело, что налог с пенсий будет отменен с 1 мая 2016 г., и нам придется выполнять этот закон задним числом», – отметил П. Розенко.
Как подчеркнули в ГНЭУ, следующим шагом должна стать отмена норм законодательства об ограничении на выплату пенсий отдельным категориям работающих пенсионеров (в частности, госслужащим), которые были введены Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» №213-VIII от 2.03.2015 с целью стабилизации финансового состояния бюджета пенсионного фонда Украины.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Андрей Рева, министр социальной политики Украины
– Реализация проекта позволит постепенно унифицировать вычисления специальных пенсий в едином законе, а также ввести накопительную систему пенсионного страхования, в т. ч. по соответствующим профессиональным пенсионным программам. Нормы законопроекта касаются и работников, которые имеют право на назначение пенсии на льготных условиях, а также за выслугу лет с постепенным сокращением доступа к льготным пенсионным системам. Предполагается, что постепенное введение накопительной системы пенсионного страхования по соответствующим профессиональным пенсионным программам позволит освободить солидарную систему от несвойственных для нее выплат.
Павел Розенко, вице-премьер-министр Украины
– Действующая в Украине система пенсионного обеспечения не может удовлетворить в полном объеме потребности пенсионеров. Одной из приоритетных задач действующего правительства является пенсионная реформа, которая предусматривает введение трехуровневой системы пенсионного обеспечения: солидарного уровня, накопительного и негосударственного пенсионного страхования. Для внедрения такой системы Кабинет министров еще в мае 2015 г. подал в парламент соответствующий законопроект, предусматривающий введение второго, накопительного уровня пенсионной системы с 1 января 2017 г., но он так и не был рассмотрен.