Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
16 мая работники аппарата Шевченковского районного суда Киева обратились к Президенту Украины, председателю Верховной Рады, Премьер-министру и председателю Государственной судебной администрации с открытым письмом, в котором просят принять конкретные меры для разрешения ситуации в сфере начисления и выплаты заработной платы работникам аппарата суда с целью недопущения сужения содержания и объема гарантированного Конституцией права на достойную оплату труда. Напомним, в 2015 г. работники аппарата из разных судов Украины уже обращались с открытыми письмами и даже с исками относительно урегулирования финансового обеспечения. Тогда было около 200 коллективных обращений, пока вопрос не сдвинулся с мертвой точки.
Кабинет министров лишь 2 сентября 2015 г. принял постановление №644, которым привел в соответствие Схему должностных окладов руководящих работников и специалистов аппарата местных (общих, специализированных) судов. Это постановление вступило в силу 9.09.2015, но только с 1 января 2016 г. работникам аппарата судов начали полностью начислять должностные оклады в новых (повышенных) размерах в соответствии с ч. 2 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей». Почему опять поднялся этот вопрос, и как можно решить ситуацию, узнавала «Судебно-юридическая газета».
Законодательная «проблема»
Как известно, 14 октября 2014 г. был принят Закон «О прокуратуре», который вступил в силу 26 октября 2014 г. П. 5 р. XII «Заключительные положения» этого Закона были внесены изменения в ч. 1 ст. 144 Закона «О судоустройстве и статусе судей» – она была дополнена вторым абзацем, согласно которому «размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к шестой категории должностей госслужащих, устанавливается в размере 30% должностного оклада судьи местного суда. Должностные оклады работников аппарата суда, должности которых отнесены к каждой следующей категории должностей госслужащих, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников аппарата суда, должности которых отнесены к предыдущей категории должностей государственных служащих».
При этом пп. 2 п. 13 р. XIII «Переходные положения» Закона «О прокуратуре» Кабмину было поручено в 2-месячный срок со дня, следующего за днем опубликования этого закона, внести на рассмотрение парламента предложения по приведению в соответствие с ним законодательных актов, в т. ч. с целью обеспечения увеличения расходов Госбюджета на оплату труда работников аппарата судов и установления им должностных окладов в размерах, не меньше предусмотренных Законом «О судоустройстве и статусе судей». Такое правовое регулирование означает, что с 26 октября 2014 г. в отношении работников аппарата судов было признано право на должностные оклады в новых (повышенных) размерах.
К большому сожалению, КМУ лишь 2 сентября 2015 г. принял постановление №644, которым в новой редакции приложения 47 постановления №268 была изложена Схема должностных окладов руководящих работников и специалистов аппарата местных (общих, специализированных) судов. Это постановление вступило в силу 9 сентября 2015 г., но только с 1 января с. г. работникам аппарата начали полностью начислять должностные оклады в новых (повышенных) размерах в соответствии с ч. 2 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» и приложением 47 к постановлению КМУ №268.
1 мая с. г. вступил в силу Закон «О государственной службе» №889-VIII от 10.12.2015, согласно которому исключен абз. 2 ч. 1 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» (в редакции Закона «Об обеспечении права на справедливый суд»), которым было регламентировано установление должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к 6-й категории должностей государственных служащих, в размере 30% должностного оклада судьи местного суда, а должностные оклады работников аппарата, должности которых отнесены к каждой следующей категории, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников, должности которых отнесены к предыдущей категории должностей государственных служащих.
Вместе с Законом «О государственной службе» вступило в силу постановление Кабмина №292 от 6.04.2016, которым утверждены схемы должностных окладов на должностях государственной службы по группам оплаты труда с учетом юрисдикции государственных органов и перечень должностей государственной службы, которые приравниваются к соответствующим группам оплаты труда. Согласно этому постановлению, размеры должностных окладов работников аппарата местных судов существенно сужаются по сравнению с должностными окладами руководящих работников и специалистов, установленными приложением 47 к постановлению КМУ №268 от 9.03.2006, которое до настоящего времени действует для государственных служащих аппарата судов, кроме помощников судей, председателей и заместителей председателей судов. В частности, должностной оклад руководителя аппарата местного суда, должность которого относится к 4-й группе оплаты труда, установлен в размере 4824 грн вместо 7250, заместителя руководителя аппарата, должность которого относится к 5-й группе оплаты труда – 3963 грн вместо 5800, главных специалистов, должности которых отнесены к 7-й группе оплаты труда – 2585 грн вместо 5800, старших секретарей суда, старшего судебного распорядителя, секретарей судебных заседаний, должности которых отнесены к 8-й группе оплаты труда – 2240 грн вместо 4350, консультантов, секретарей суда, судебных приставов, должности которых отнесены к 9-й группе оплаты труда – 1723 грн вместо 4350.
Работники аппарата Шевченковского райсуда считают, что возникшая ситуация противоречит здравому смыслу, ведь постановлением КМУ №292 должностной оклад руководителя аппарата суда определен ниже, чем подчиненного ему помощника судьи, оклад которого, в соответствии с постановлением КМУ №323 от 5.05.2016 составляет 5512 грн. При этом следует отметить, что объем обязанностей, ответственности и требований у руководителя аппарата суда значительно выше, чем у любого другого работника аппарата, в т. ч. помощника судьи, даже принимая во внимание важность и сложность работы последнего.
К чему приводит
По содержанию ст. 22 Конституции, государство должно воздерживаться от принятия каких-либо актов, которые приводили бы к отмене или сужению содержания и объема существующих прав и свобод граждан. Согласно ч. 3 ст. 51 закона о госслужбе, схема должностных окладов определяется КМУ ежегодно при подготовке проекта закона о Госбюджете на следующий год с учетом юрисдикции госорганов, а также исходя из того, что минимальный размер должностного оклада группы 1 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, составляет не более 7 минимальных размеров должностного оклада группы 9 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения.
Законом о госслужбе (ст. 50) определено, что государство обеспечивает достаточный уровень оплаты труда госслужащих. Как отмечается в обращении, сегодня ведется несправедливая и дискриминационная политика государства в отношении права на достойную заработную плату работников аппарата, которые в основном являются госслужащими, хотя от их квалифицированной и профессиональной работы зависит 80% надлежащей работы суда в целом. Их должностные оклады существенно уменьшаются и остаются на мизерном уровне.
Работники аппарата также указывают, что в сегодняшних реалиях (темпы углубления экономического кризиса, стремительный рост цен на коммунальные услуги и товары первой необходимости и т. д.) размер заработной платы работников аппарата суда, предложенный постановлением КМУ №292, не только не обеспечивает надлежащий уровень их жизни и противоречит требованиям времени, но и, самое главное, не соответствует тем объемам работы и ответственности, которые ложатся на плечи госслужащих, унижает их достоинство и сводит на нет все ожидания работников аппарата суда на должное отношение и оценку их труда.
Выход из ситуации
Как известно, 4 марта с. г. под №4180 в Верховной Раде зарегистрирован проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных положений законодательства по вопросам судоустройства и статуса судей», в котором, помимо отдельных негативных для судебной власти моментов (см. «Реформа впопыхах» в №18 от 16.05.2016), есть и позитивы, касающиеся оплаты труда сотрудников аппарата. В частности, в предложенной редакции статьи Закона «О судоустройстве и статусе судей» указано, что размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к низкой по условиям оплаты труда должности госслужбы, устанавливается в размере 0,3 должностного оклада судьи соответствующего суда. Размер должностного оклада работника аппарата, должность которого отнесена к высшей по условиям оплаты труда должности госслужбы, устанавливается в размере 1,2 должностного оклада судьи местного суда. Размер должностных окладов других работников в аппарате суда увеличивается на соответствующий коэффициент пропорционально должностным окладам работников таких же судов, должности которых отнесены к предыдущей по условиям оплаты труда должности государственной службы.
По мнению авторов открытого письма, при принятии указанного законопроекта размеры должностных окладов работников аппарата суда обеспечат уровень оплаты их труда, достаточный для профессионального выполнения должностных обязанностей, поощрят их к результативной, эффективной, добропорядочной и инициативной работе.
Низкий уровень заработной платы и высокие требования к кандидатам на должности государственных служащих не мотивируют к устройству на вакантные должности работников аппарата суда. А достойная заработная плата – не только залог надлежащего уровня судебной деятельности, но и стабильные отчисления из бюджета для формирования социальных фондов и обеспечения социальной защиты населения.
Требования или просьба о помощи?
В резолютивной части открытого письма работники аппарата с целью сохранения опытных кадров, достойной оценки труда высококвалифицированных специалистов в судебных учреждениях и предотвращения ухудшения качества работы судов из-за текучести кадров просят:
Обращения относительно окладов сотрудников аппарата суда поданы также от Червонозаводского районного суда Харькова, Краматорского городского суда Донецкой области, Харьковского апелляционного хозяйственного суда. Ожидается, что в течение этой недели будут направлены обращения и от сотрудников аппарата других судов, поскольку проблема касается всех.
Очевидно, что ситуация действительно критическая. Подобные шаги правительства вместо того, чтобы улучшать судебную систему, только усугубляют ситуацию. Это походит, скорее, на псевдореформы, направленные на то, чтобы до конца развалить и без того расшатанную судебную систему. Ведь, действительно, какой уважающий себя человек захочет работать с таким уровнем зарплаты и сверхнагрузкой, которая сейчас есть в судах? Наверное, таких найдется немного, а достойные кадры уже сегодня уходят.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Марина Марчук, руководитель аппарата Шевченковского районного суда Киева
– Проблема в том, что новым постановлением КМУ, которое было принято во исполнение требований Закона «О государственной службе» относительно оплаты труда, предусмотрено, что размеры должностных окладов государственных служащих устанавливаются постановлением Кабмина, которое принимается в начале года. Этим документом существенно сужаются наши права, нарушается ст. 22 Конституции, ведь наши должности (в судебной ветви власти) отнесены к определенным категориям по оплате труда, которые предусмотрены в исполнительной ветви власти. Фактически наши должностные оклады снижены в 3 раза. Кроме того, Государственная судебная администрация не дает нам толком никаких разъяснений. Постановление, на основании которого разработаны должностные оклады работников аппарата суда, является действующим, несмотря на то, что вступил в силу Закон о госслужбе. Надо или привести в соответствие нормативные акты, или вывести нас из-под действия данного постановления, которое принято во исполнение нового закона.
Мы хотим вернуть законодательно закрепленные гарантии, а именно обеспечение достойной оплаты труда, которая раньше была оговорена в Законе «О судоустройстве и статусе судей» (ч. 2 ст. 147). Эта норма была отменена Законом о госслужбе, что недопустимо, потому что надлежащее обеспечение работников аппарата является стратегическим вопросом при реформировании судебной системы. Не может профессионально, на соответствующем уровне работать судебная система без квалифицированных кадров, которые останутся только при достойном уровне заработной платы.
У меня как у руководителя аппарата заработная плата будет составлять 4800 грн. У других представителей аппарата суда, таких как секретари и старшие секретари, вместо 4300 грн будет 2200, у консультантов – вместо 4300 – 1700, а у секретарей судебного заседания, у которых процессуальный статус, их присутствие обязательно при слушании любого дела и именно на них ложится много процессуальных вопросов – 1723 грн.
Наш местный суд – один из самых больших в Украине. Соответственно, нагрузка на работников суда сверхнормативная. В год рассматривается более 45 тыс. дел. Ни один местный суд в Украине столько не рассматривает. Мы вынуждены работать иногда даже по выходным, у нас проводится дежурство. Другими словами, мы просто завалены работой. А секретарю судебного заседания ставят оклад 1723 грн. Это нонсенс. Мы и за 4 тыс. грн не можем удержать людей.
Работники аппарата очень долго ждали изменений, однако схемы должностных окладов и категорий должностей для нас все равно разрабатывает КМУ. Это тоже непонятно, ведь судебная ветвь власти не должна зависеть от исполнительной ветви. Еще в 2014 г. Законом «О прокуратуре» были внесены изменения в Закон «О судоустройстве статусе судей» в части оплаты труда работников аппарата суда. Этим законом предусматривалась норма, в соответствии с которой работник аппарата должен был получать заработную плату, исходя из соотношения 30% от оклада судьи. Дальше этот оклад увеличивался в зависимости от категории должности, которую занимает государственный служащий, опыта работы и пр. Но этот закон после вступления в силу не исполнялся. Был дан срок 2 месяца для приведения нормативно-правовых актов в соответствие с ним, но Кабмин бездействовал больше 9 месяцев. Только 2 сентября 2015 г. он принял постановление №644, которым по-новому урегулировал наши оклады, но и это постановление исполнялось в 50%-м соотношении – нам выплачивали не 100%, как это предусмотрено в документе, а 50%. Только с начала 2016 г. мы начали получать 100% оклада, предусмотренного постановлением КМУ №268 (дополнение 47) во исполнение нашей законодательной гарантии на достойную заработную плату.
Сейчас получается, что оклад работников аппарата приравняли к окладу тех же уборщиц, водителей и т. д., которые являются неквалифицированными. И мы как государственные служащие, обязанные иметь высшее юридическое образование, нести ответственность, подпадающие под законодательство о коррупции (не имеем права получать любые другие доходы и пр.), опять оказались в ситуации, что будем получать мизерную заработную плату. А после того, как вычтут налоги, наша зарплата фактически окажется минимальной – 1450 грн. В какой стране мира такое есть?
Пока мы первый суд, который обратился с открытым письмом к руководству страны. Но есть поддержка в данном вопросе от других судов. Насколько мне известно, это Краснозаводской районный суд Харькова, Харьковский апелляционный хозяйственный суд, Краматорский городской суд Донецкой области и др. Я убеждена, что обратятся и остальные суды Киева. Выходом из ситуации может быть принятие законопроекта №4180, которым возвращается норма и законодательная гарантия на достойную заработную плату.
Лариса Зубец, руководитель аппарата Деснянского районного суда Киева
– Поддерживая обращение работников аппарата Шевченковского районного суда Киева, мы, со своей стороны, также готовим подобное обращение. Относительно финансирования действительно существует много вопросов, поскольку с учетом такой заработной платы на сегодняшний день у нас будет критически большое количество увольнений. На данный момент идет работа над текстом письма, но могу отметить, что оно будет приблизительно такого же формата, как у Шевченковского райсуда.
На сегодняшний день помощников выводят из статуса государственных служащих – это тоже неправильно, поскольку они имеют доступ к делам. Как тогда быть с уголовными делами, следственными судьями, где есть тайна следствия, где информация вообще ограничена? У нас также возникают вопросы относительно секретарей судебных заседаний. Они сейчас относятся к 8-й категории, однако ст. 268 Закона о госслужбе отменена только в части патронатной службы, а в целом работает.
Нам бы хотелось, чтобы вернули положения ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» относительно материального, бытового обеспечения и социальной защиты работников судебной системы, поскольку люди очень долго ждали этих зарплат. Сегодня только квартплата составляет 1200 грн, а зарплату хотят сделать 2200 грн. У многих работников семьи и по двое детей. Как выживать?
В исполнительной ветви власти абсолютно другие критерии, группы и оклады госслужащих, и мы не относимся к ней. Хотелось бы, чтобы суды были защищены хотя бы каким-то законом. Можно было бы в рамках Закона «О судоустройстве и статусе судей» урегулировать вопросы и заработной платы, и кадровых аспектов, а так получается, что нормы о нас «разбросали» по разным законам. К примеру, чтобы урегулировать вопрос зарплаты, надо внести изменения в Закон «О прокуратуре», в постановления КМУ, законы о госслужбе, «О судоустройстве и статусе судей» и т. п.