ГПУ определилась с делегатами на всеукраинскую конференцию прокуроров
Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Как известно, 15 апреля 2016 г. вступили в силу положения Закона «О прокуратуре» по формированию органов прокурорского самоуправления и квалификационно-дисциплинарной комиссии. Во исполнение требований Закона 19 апреля состоялось собрание прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Украины для избрания делегатов на всеукраинскую конференцию работников прокуратуры. Более подробно о том, как проходило собрание, сколько делегатов было избрано, и какое значение для прокуратуры будут иметь органы прокурорского самоуправления, узнавала «Судебно-юридическая газета».
Для чего нужны органы самоуправления
На сегодняшнем этапе реформирования органов прокуратуры основной целью является фактическая реализация положений Закона «О прокуратуре» о создании квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров (КДК) и органов прокурорского самоуправления. Организационными формами прокурорского самоуправления являются всеукраинская конференция работников прокуратуры и Совет прокуроров Украины. Планируется, что эти органы будут способствовать независимости и обеспечат самостоятельность работников прокуратуры. «Такие органы есть во многих странах Европы, и они являются тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность прокуроров, т. е. значительно уменьшает административное давление на них», – отметил и. о. Генерального прокурора Украины Юрий Севрук.
Но для того, чтобы провести всеукраинскую конференцию, необходимо выбрать делегатов от Генеральной прокуратуры, региональных и местных прокуратур. «Учитывая, что у нас на данный момент 154 местные прокуратуры, это больше 300 человек от местных прокуратур, по 3 человека от региональных прокуратур – это около 70 лиц и только 6 – от ГПУ», – уточнил и. о. Генпрокурора.
Собрание прокуроров ГПУ
В соответствии со ст. 69 Закона «О прокуратуре», делегаты на всеукраинскую конференцию работников прокуратуры должны быть избраны на собрании прокуроров Генеральной прокуратуры Украины путем тайного голосования. В связи с этим 19 апреля проходило собрание прокурорско-следственных работников ГПУ, в котором приняли участие 877 представителей ее центрального аппарата. Это довольно большое количество людей, учитывая тот факт, что из зарегистрированных 47 кандидатов в делегаты нужно было избрать только 6. Для того, чтобы кандидат в делегаты прошел, за него должны были отдать минимум 594 голоса. Соответственно, процесс голосования занял достаточно много времени.
Сначала путем рейтингового голосования из 47 кандидатов прокуроры выбрали 12. Далее из этих 12 было избрано 5 делегатов: заместитель начальника управления – начальник отдела управления надзора за соблюдением законов Национальной полицией департамента надзора в уголовном производстве ГПУ Роман Аузин; прокурор отдела управления надзора за соблюдением законов Национальной полицией департамента надзора в уголовном производстве Наталья Бабенко; начальник управления специальных расследований – заместитель начальника главного следственного управления Сергей Горбатюк; прокурор отдела управления надзора за соблюдением законов органами, которые ведут борьбу с организованной преступностью, департамента надзора в уголовном производстве Мария Корчак; прокурор отдела организации деятельности в сфере предотвращения и противодействия коррупции Владимир Хадарин. Эти кандидаты набрали наибольшее количество голосов.
Соответствующие собрания состоялись также в региональных, военных прокуратурах регионов, военной прокуратуре сил АТО, местных прокуратурах и военных прокуратурах гарнизонов, на которых избраны делегаты на всеукраинскую конференцию работников прокуратуры. Первая всеукраинская конференция работников прокуратуры состоится 26 апреля с. г. в Генеральной прокуратуре Украины.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Юрий Севрук, и. о. Генерального прокурора Украины
– Собрание прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Украины – это собрание центрального аппарата. Для того, чтобы не было никакого давления ни от руководства, ни от кого-либо другого, предусмотрено ограничение количества работников Генеральной прокуратуры, которые избираются на конференцию. Из множества делегатов предусмотрено только 6 человек от Генеральной прокуратуры. Большинство делегатов – это представители местных прокуратур, от каждой по 2 человека. Учитывая, что у нас на данный момент 154 местные прокуратуры, это больше 300 человек от местных прокуратур, по 3 человека от региональных прокуратур – это около 70 лиц.
На конференции должны избрать представителей в Квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуратуры и Совет прокуроров. В КДК будет избрано только 5 прокуроров. Кандидаты выдвигают себя самостоятельно, а Комиссия в дальнейшем примет решение, кто эти 5 человек. В Совет прокуроров также будут избираться представители, но там тоже есть соотношение: определенное количество от Генпрокуратуры, от региональных и местных прокуратур.
Органы самоуправления создаются именно с той целью, чтобы исключить административное давление на работников прокуратуры, чтобы представители этих органов принимали решения, кого выдвигать на административные должности, и каким образом решать вопрос дисциплинарного наказания. КДК будет заниматься дисциплинарными наказаниями, а Совет прокуроров – предоставлять кандидатов на административные должности. Такие органы есть во многих странах Европы, и они являются тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность прокуроров, что значительно уменьшает административное давление на них.
Сергей Горбатюк, начальник управления специальных расследований – заместитель начальника Главного следственного управления
– Само отношение общества к прокуратуре, то доверие, которое сейчас на очень низком уровне, указывает на то, что реформа нужна. Некоторые шаги делаются, однако, как по мне, они не являются системными и такими, которые приведут к настоящим изменениям.
Избрание делегатов на всеукраинскую конференцию прокуроров, которая должна избрать членов Квалификационно-дисциплинарной комиссии и Совета прокуроров – это форма прокурорского самоуправления, которая будет внедряться. Целью деятельности КДК и Совета прокуроров является обеспечение независимости работы прокуроров, чтобы избавиться от незаконного давления руководства. Но как по мне, эта идея приносила бы однозначную пользу в случае, если бы система уже была очищена, и в ней работали действительно честные, независимые, порядочные люди. Тогда она действительно защищала бы их от незаконного давления. А учитывая, что на сегодняшний день система еще не очистилась, внедрение таких новшеств может привести к своеобразной консервации изменений в прокуратуре. Почему? Потому что избранные члены КДК фактически будут решать вопросы принятия на работу, перевода на вышестоящие должности, увольнения и привлечения к дисциплинарной ответственности работников прокуратуры. И это 11 человек на всю прокуратуру Украины. При том, что численность всех прокурорских работников – около 15 тыс. Они просто физически не смогут решать эти все вопросы быстро и качественно. К примеру, если будет установлен факт некачественной работы на нижестоящем уровне, возможна ситуация, когда прокурор полгода не сможет уволить этого человека, потому что не будет решения КДК. Таким образом, фактически будет замораживаться очищение прокуратуры.
Почему я делаю такие выводы? Потому что такая система действует в ряде европейских стран, в частности в странах бывшего социалистического лагеря, например, Венгрии. Наши коллеги ездили к ним в гости, и один из прокуроров жаловался, что полгода не может уволить человека, который явно нарушает закон, потому что этот вопрос находится в ведении квалификационно-дисциплинарной комиссии.
Повторю: если новации направлены на защиту именно от неправомерного давления на честных работников, это плюс. Но если мы говорим, что необходимо продолжать очищение, делать его быстро, качественно и отбирать именно тех людей, которые не по указанию сверху, а по велению сердца хотят защищать закон и простого человека, они будут консервировать систему и в итоге обернутся минусом. На данный момент, к сожалению, нет общего видения и четкой концепции развития реформы. Определенное движение есть: шаг вперед, два назад, влево, вправо. Но это не действует. Потребность есть, но нет четкого плана, как все должно происходить.
На мой взгляд, ответственность должны нести руководители. В первую очередь, должны пройти открытые отборы на должности руководителей прокуратуры всех уровней, на которых должна возлагаться ответственность, и чтобы было понимание, с кого спрашивать. Тогда постепенно будет результат. На сегодняшний день, не оценивая качество конкурса на нижестоящем уровне, который уже состоялся, стоит вопрос: кто будет нести ответственность, если отобрали людей, которые будут нарушать закон? Прокурор ответит, что он их не подбирал и не несет за них ответственность, комиссия, которая их отбирала – это коллективный орган, в котором найти виновного крайне трудно. А отсутствие ответственности за работу, кадры, конкретных людей приводит к негативным последствиям.
Но даже если отберут достойных кандидатов, важно, чтобы был надлежащий уровень заработной платы, и они сосредоточивались на работе и знали, что их социальная жизнь защищена. В законе прописано, какие должны быть минимальные заработные платы, и тут вопрос к Кабинету министров, чтобы он этот закон исполнял. С другой стороны, важно провести изменения в системе стимулирования труда работников прокуратуры, потому что на сегодняшний день происходит равномерная оплата труда всех работников, в т. ч. премий. А ведь важно именно поощрять труд: если человек работает лучше, следовательно, он заслуживает большей надбавки или премии. Это будет стимулировать тех, кто лучше работает, а тем, кто хуже, будет давать стимул улучшать свои показатели.
Второй этап – это оптимизация штата. Ее необходимо провести с той точки зрения, нет ли в прокуратуре, условно говоря, должностей, которые можно сократить без вреда для живого труда. За счет этого также будут освобождаться деньги для оплаты труда работников, которые качественно выполняют свои обязанности.
Назар Холодницкий, руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры
– Дальнейшее реформирование органов прокуратуры должно проходить так, как это выписано в законодательстве, т. е. должны создаваться органы прокурорского самоуправления. Я надеюсь, что это будут честные и достойные кандидаты, и КДК и Совет прокуроров смогут решить вопросы, которые стоят перед ними, относительно назначения и увольнения прокуроров и пр. Поэтому реформирование должно продолжаться так, как это сейчас определено в законодательном поле.
Что касается Специализированной антикоррупционной прокуратуры, то финансовый вопрос был решен еще в декабре, и финансирование проходит должным образом. Работа продвигается. За 4 месяца мы имеем, может быть, и не такие, как хотелось бы, но достаточно неплохие результаты. Вы сами понимаете, что новосозданный орган не может сразу показать то, чего ожидает от него общество, однако мы над этим работаем, и я думаю, дальше будет намного интереснее.