Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Не секрет, что на сегодняшний день состояние реформы органов прокуратуры не устраивает многих ее инициаторов. Более подробно о том, что мешает провести качественные преобразования и что необходимо сделать для успешной реализации реформы, узнавала «Судебно-юридическая газета».
Без зарубежной помощи не обойтись?
Ранее планировалось, что система прокуратуры должна стать 5-уровневой: Генеральная прокуратура, региональные прокуратуры, местные прокуратуры, военные прокуратуры и специализированная антикоррупционная прокуратура. Местные прокуратуры должны были быть полностью сформированы до 15 декабря прошлого года. Штат прокуроров в них, по планам, будет сокращен с 7980 до 5000 человек. С 29 декабря 2015 г. должна была стартовать реорганизация региональных прокуратур. До Генпрокуратуры эти процессы, согласно планам, должны были дойти в феврале с. г. Кроме того, предусматривалось очередное изменение законодательной базы для прокуратуры: оптимизация и сокращение ее функций, принятие закона об уголовных проступках, замена уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия.
Однако некоторые аспекты реформы, по мнению экспертов, так и не удалось воплотить в жизнь. В частности, экс-заместитель генерального прокурора Виталий Касько уверен, что проводить такой же конкурс, как в местных, в региональных прокуратурах и ГПУ нет никакого смысла. «Единственный вариант – сформировать квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуратуры из числа прокуроров стран западных демократий (например, стран ЕС, Канады и США). Для этого нужны небольшие изменения в закон о прокуратуре. Многие наши иностранные партнеры позитивно относятся к такой идее. У этой комиссии как органа прокурорского самоуправления будут три ключевые функции. Первая – назначение прокуроров, проведение конкурса и подача на подпись Генеральному прокурору одного, а не нескольких кандидатов. Вторая – принятие решений о повышении по службе, основанное не на личных знакомствах или финансовом благосостоянии, а на профессиональных качествах. И третье – вопросы дисциплинарной ответственности прокуроров. Это, в конечном итоге, обеспечит им независимость: прокуроры будут знать, что их никто не накажет за невыполнение незаконных указаний свыше», – отметил В. Касько. Он утверждает, что переход ГПУ под внешнее управление зарубежных государств предлагается на 3 года, и за это время ведомство якобы будет очищено.
Многие состоявшиеся успешные юристы не приняли участия в конкурсе, поскольку не получили ответ на вопрос, на какое материальное обеспечение могут рассчитывать |
Его соратник по реформе, заместитель Генерального прокурора Давид Сакварелидзе также отмечает проблемные моменты и предлагает свое видение успешной реализации реформы:
По мнению Д. Сакварелидзе, для успешной реализации следующего этапа реформы необходимы:
Зарплата рядового прокурора местной прокуратуры должна составлять около 13600 грн, прокурора региональной прокуратуры – 16300 грн, а прокурора ГПУ – 17700 грн |
Как известно, согласно новому Закону «О прокуратуре», заработная плата прокуроров должна значительно увеличиться. «С 1 января 2016 г. зарплата рядового прокурора местной прокуратуры должна составлять 11 минимальных зарплат плюс премии и надбавки. При этом должностные оклады других прокуроров устанавливаются пропорционально должностному окладу рядового прокурора местной прокуратуры с учетом следующих коэффициентов: прокурора региональной прокуратуры – 1,2; прокурора Генеральной прокуратуры – 1,3. Зарплата руководителя прокуратуры на каждом из уровней по закону должна быть в полтора раза больше, чем у рядового работника этой же прокуратуры. Таким образом, зарплата рядового прокурора местной прокуратуры должна составлять около 13600 грн, прокурора региональной прокуратуры – 16300 грн, а прокурора ГПУ – 17700 грн. Расходы на оплату труда работников прокуратуры в Государственном бюджете на 2016 г. составляют 2,18 млрд грн. Для обеспечения определенного в законе уровня зарплаты необходимо было бы увеличить бюджет прокуратуры, по крайней мере, на 1,1 млрд грн. Но в условиях экономического кризиса в ближайшее время расходы бюджета вряд ли будут расти», – отметил Д. Сакварелидзе.
«Расходы на оплату труда работников прокуратуры в Государственном бюджете на 2016 г. составляют 2,18 млрд грн. Для обеспечения определенного в законе уровня зарплаты необходимо было бы увеличить бюджет прокуратуры, по крайней мере, на 1,1 млрд грн. Но в условиях экономического кризиса в ближайшее время расходы бюджета вряд ли будут расти», – Давид Сакварелидзе |
Реформа по стратегии
Как и любая другая, реформа прокуратуры проходит по специально разработанной стратегии. Согласно ей, есть 4 основные задачи, которые необходимо выполнить до конца 2016 г.:
1) оптимизировать деятельность прокуратуры для полноценного выполнения функций в соответствии с миссией, ценностями, принципами и видением работы;
2) обновить систему управления персоналом и обеспечить органы прокуратуры сотрудниками для полноценного выполнения функций;
3) способствовать началу функционирования органов прокурорского самоуправления и органов, обеспечивающих деятельность прокуратуры;
4) запустить обновленную систему внутренней и внешней коммуникации.
На данный момент, согласно стратегии, планируется запуск пилотного проекта системы уголовного делопроизводства E-Case. В разработке запуск обновленной гражданской приемной Генеральной прокуратуры Украины (включает внедрение института координаторов потерпевших и свидетелей). Также разработан проект внесения изменений в Закон «О прокуратуре» в части членства КДК для того, чтобы была возможность создать квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуратуры из числа прокуроров стран Запада (например, стран ЕС, Канады и США), которая будет принимать решения о дисциплинарных проступках и соответствующем наказании прокуроров.
Разработан проект изменений в Закон «О прокуратуре» для внедрения возможности создания квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуратуры из числа прокуроров стран Запада |
Кроме того, планируется провести вводные тренинги для новонабранных руководителей местных прокуратур и их заместителей (запуск в ближайшее время при поддержке Совета Европы). В планах также – конкурс в региональные прокуратуры и ГПУ, что опять-таки, по мнению реформаторов, требует внесения изменений в закон.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Анастасия Джужа, главный специалист отдела анализа и разработки стандартов работы управления реформ и обеспечение качества работы Генеральной прокуратуры Украины
– Одной из целей реформы прокуратуры является оптимизация ее деятельности для полноценного выполнения функций в соответствии с миссией, ценностями и принципами работы, а также усовершенствование внутренней и внешней коммуникации. В связи с этим инициативной группой и управлением реформ ГПУ было разработано предложение по запуску проекта, направленного на формирование «Платформы реформ» с целью профессионального общения работников нашей системы, формирования совместных позиций и практики, решения текущих проблем и перспективного преобразования прокуратуры, а впоследствии и всей правоохранительной системы.
Наша система обладает невероятным ресурсом талантливых и умных людей, но из-за необъятных масштабов нашего государства и отдаленности регионов, к сожалению, невозможно услышать всех и уделить внимание каждому запросу, предложению, сигналу. Результатом поиска решения этой проблемы и стало создание и запуск данного проекта.
В органах прокуратуры есть ряд проблем, с которыми сотрудники ежедневно сталкиваются при выполнении своих обязанностей. На сегодняшний день одним из методов решения этих вопиющих проблем являются совместные поиски ответов на вопросы и самомотивация сотрудников. Также одна из основных целей проекта – повышение квалификации сотрудников в тех сферах, в которых они не работали, и обучение их новым знаниям и навыкам. Участниками могут быть не только сотрудники прокуратуры, но и судьи, следователи, адвокаты, а также все представители юридических профессий.
Александр Банчук, эксперт по административно-деликтному праву и уголовной юстиции
– Мы получили закон, который, исходя из выводов экспертов Совета Европы, в целом реализует большинство европейских стандартов. Однако на данный момент имплементировано только 49% из возможных европейских стандартов, упоминавшихся во время подготовки и реализации данного закона.
На уровне закона мы отказались от функции общего надзора, и это означает, что теперь работники прокуратуры не смогут прийти с проверкой к представителям государства или бизнеса. По моему мнению, это правильно. Также были приведены в соответствие с Конституцией те положения, что следователей теперь в прокуратуре не будет. Там должны быть (как и в других европейских странах) только прокуроры. С этой целью был разработан Закон «О Государственном бюро расследований», которое будет вести расследование дел под процессуальным наблюдением прокуроров.
Однако конкурс на занятие должностей в местных прокуратурах не оправдал себя. Фактически ни одного нового руководителя местной прокуратуры мы не получили, кроме пары десятков внешних кандидатов на должности заместителей руководителей. Практически не назначены новые люди и на рядовые должности. Но ведь с местными прокуратурами наиболее часто сталкиваются люди, а там остались те же сотрудники. Приблизительно на 20% состоялось сокращение должностей на уровне местных прокуратур. Это ли то, чего ожидает украинское общество через два года после Майдана? Думаю, что нет.